Дизайн-система: что это, зачем и как создавать, примеры фото

Дизайн-система: что это, зачем и как создавать, примеры

Содержание:
    author
    Денис
    Бородовский

    Автор статьи

    Есть мнение о том, что дизайн-системы подавляют эстетику, ограничивая фантазию дизайнеров. Однако, они не убивают оригинальность, а создают ясность и закладывают прочную основу для развития приложения. И рассматривать их нужно, как инструмент для оптимизации процессов, а не как ограничение для креативности.

    Что такое дизайн-система и зачем ее использовать

    Дизайн-система — это комплексный набор компонентов, инструментов, правил и руководств, который позволяет разработчикам и дизайнерам создавать последовательный и согласованный визуальный язык для продуктов и услуг компании.

    Представьте, что вам нужно застроить новый район. Чтобы сделать процесс эффективнее, вы создаете несколько шаблонов домов с двумя или четырьмя спальнями. Все дома будут выдержаны в одном стиле и оснащены одинаковыми ванными комнатами и бытовой техникой. Такой подход сэкономит время и упростит строительство по сравнению с индивидуальной разработкой каждой квартиры. Дизайн-система работает по тому же принципу.

    Дизайн-система Polaris от Shopify

    Так для чего нужна дизайн-система? Она…

    • Помогает команде работать эффективнее, позволяя делать больше с меньшими затратами, будь то создание новых функций или даже новых продуктов. 
    • Служит единым источником актуальных данных, уменьшая дублирование и ускоряя разработку: дизайнеры используют готовую библиотеку компонентов, а разработчики быстро переводят их в код благодаря токенам и анимациям. 
    • Сокращает время выхода обновлений продукта на рынок 
    • Улучшает пользовательский опыт. 
    • Служит инструментом онбординга для новых дизайнеров в компании. 

    Элементы дизайн-системы

    Дизайн-система состоит из нескольких ключевых компонентов:

    • UI-Kit — это готовый набор визуальных элементов интерфейса: кнопок, иконок, виджетов и так далее. Из них, как из конструктора, собираются новые страницы продукта. 
    Пример UI-kit проекта Flat-UI
    • Фреймворк — библиотека визуальных элементов с их кодом. Похож на UI Kit, но в отличие от него позволяет сразу сверстать готовый веб-проект, поскольку имеет встроенную CSS-библиотеку и набор JavaScript-файлов для оформления страниц. А вот с UI kit-ом вы сможете сделать только макеты в Figma.
    Элементы внутри фреймворка Bootstrap
    • Гайдлайны — набор правил, определяющих, как должны выглядеть и работать компоненты, и когда их использовать. 
    Часть гайдлайна Material Design
    • Дизайн-токены – это наборы переменных, описывающих параметры визуального дизайна (цвета, шрифты, размеры), которые хранятся в формате JSON или YAML. Они упрощают настройку и обновление элементов дизайна в коде и программах для работы с графикой.
    Пример работы дизайн-токена
    • UX-паттерны – это готовые решения для создания удобного взаимодействия с интерфейсом. Они включают сценарии действий (клик, жесты) и правила размещения данных на экране. С их помощью дизайнер формирует пошаговый план вывода информации пользователю. 
    Пример UX паттерна с сайта checklist.design

    Популярно ошибочное мнение, что дизайн-система – это только элементы дизайна в Figma, из которых дизайнеры собирают новые страницы. Но, в действительности, в дизайн-систему входит еще и библиотека кода, которую разработчики используют для создания новых страниц сайта. Благодаря этому, если у компании есть хорошая, структурированная дизайн-система, разработчики могут верстать новые страницы продукта даже без участия дизайнеров. Но свое развитие дизайн-система начинает именно из Figma, в которой собирается UI-кит продукта и его экраны. 

    Больше о трендах в дизайне мы рассказывали в статье «15 трендовых решений графического и веб-дизайна в 2024—2025 году».

    Как узнать, нужна ли вам дизайн-система

    Для небольшого сайта вполне достаточно одного шаблона страниц с базовым UI-китом, который можно многократно использовать при добавлении новых элементов. Дизайн-система становится необходимостью, когда продукт начинает активно расти, и поддерживать единство стиля без четкой системы становится сложнее.

    А при появлении дополнительных продуктов, дизайн-система поможет сохранить визуальную идентичность, позволяя всем решениям выглядеть как часть единого бренда, подчеркивая фирменный стиль.

    Как только поддерживать и развивать продукт с дизайн-системой становится удобнее, чем без нее — это сигнал к тому, что ее нужно внедрять.

    С другой стороны, дизайн-система требует постоянного внимания. Ее поддержка и обновление требуют ресурсов, а положительные эффекты становятся заметны не сразу, что иногда снижает интерес со стороны руководства. Внедрение новой системы подразумевает изменения привычного устоя компании: от командного сотрудничества до пересмотра основных приоритетов.

    Важно не просто создать хороший инструмент, а объединить его с процессами, а это требует поддержки и вовлечения всех специалистов. Путешествие может быть сложным, но конечный пункт — более эффективная практика дизайна — стоит усилий.

    Виды дизайн-систем

    Условно дизайн-системы можно поделить на два вида: с открытым и закрытым кодом. Системы с открытым кодом доступны всем и основаны на стандартах, позволяющих дизайнерам и разработчикам адаптировать их под любые проекты. Например, Ant Design от гиганта интернет-торговли Alibaba Group.

    Системы с закрытым исходным кодом создаются для конкретных компаний или проектов. Они разрабатываются с учётом индивидуальных задач и недоступны для сторонних пользователей. Например, дизайн система Tesla.

    Какими способами можно создать дизайн-систему

    Подход к внедрению дизайн-системы зависит от целей компании, бюджета и масштаба продукта. Варианты следующие:

    1. Воспользоваться готовой дизайн-системой. Самый быстрый и бюджетный способ. Вы берете уже разработанную дизайн-систему, например, Material Design от Google или Carbon от IBM, и интегрируете ее в свои процессы. Такой подход хорош для стартапов или небольших проектов, где важно сэкономить время и ресурсы. Однако учтите, что готовая система может не учитывать специфику вашего бренда и потребует доработок.
    2. Настроить дизайн-систему под конкретные требования. Если готовое решение частично подходит, но требует настройки под бренд или функциональные особенности, стоит выбрать этот путь. Вы берете базовую систему и модифицируете ее: изменяете цветовую палитру, шрифты, стили элементов и создаете уникальные компоненты. Этот подход более гибкий, чем использование системы «как есть», но требует больше времени и затрат.
    3. Разработать индивидуальную систему дизайна. Идеально подходит для компаний с особыми потребностями или уникальными продуктами. Это самый дорогой и трудозатратный способ, но он дает полную свободу в создании решений, которые соответствуют всем вашим требованиям. Кастомная дизайн-система оправдана, если вы планируете долгосрочную работу с масштабируемыми проектами, где важно поддерживать уникальный стиль и функциональность.

    Примеры дизайн систем

    Чтобы лучше понять концепцию, мы собрали примеры наиболее проработанных дизайн-систем передовых компаний.

    Human Interface Guidelines (HIG)

    Дизайн-система HIG

    HIG задает стандарты для интерфейсов в экосистеме Apple (iOS, macOS, watchOS, tvOS). Благодаря этой дизайн-системе разработчики приложений на iOS могут сделать дизайн своего продукта более похожим на дизайн операционной системы. За счет этого продукт для пользователей будет восприниматься как более качественный.

    Material Design

    Дизайн-система Material Design

    Дизайн-система от Google, задающая стандарты простоты и функциональности для Android, веба и других платформ, включая рекомендации по визуальному стилю, интерактивности и адаптивности приложений.

    Atlassian

    Дизайн-система Atlassian

    Дизайн-система Atlassian создана для улучшения согласованности известных продуктов компании — Jira, Trello и Confluence. Главная особенность — в каждом разделе есть примеры кода, которые разработчики могут посмотреть, изучить и разобрать.

    Pajamas

    Дизайн-система Pajamas

    Pajamas — дизайн-система GitLab, созданная для поддержания визуального и функционального единства на всех платформах. Инклюзивность, высокая доступность и гибкость компонентов — основа, на которой он строится.

    Acorn

    Дизайн-система Acorn

    Acorn разработан для современного интерфейса Mozilla, ориентированного на минимализм и функциональность. Цвета дизайн-системы нейтральные, акцент сделан на простоту и удобочитаемость, что улучшает восприятие контента. Она масштабируема, обеспечивает единый визуальный язык и удобство работы с интерфейсами Mozilla.

    Carbon

    Дизайн-система Carbon

    Carbon — открытая экосистема для создания продуктов и интерфейсов IBM. Она содержит рабочий код, инструменты для разработки, дизайнерские ресурсы, гайдлайны компании с принципами UI и поддерживается активным сообществом, основанном на философии языка дизайна IBM.

    Fluent

    Дизайн-система Fluent

    Fluent — концепция от Microsoft, которая переосмысливает взаимодействие пользователя с интерфейсами через свет, глубину, движение, текстуру и масштаб. Эта визуальная система, вдохновленная устройством HoloLens, объединяет физический и цифровой миры, создавая эффект полного погружения.

    Fluent использует «Z-глубину» — технологию, которая добавляет такой объем элементам дизайна, что их хочется потрогать. Особый акриловый эффект, напоминающий матовое стекло с легкой прозрачностью, усиливает ощущение текстуры и многослойности интерфейса.

    Polaris

     Дизайн-система Polaris

    Дизайн-система приложения Shopify делает акцент на поддержку e-commerce проектов. Включает готовые шаблоны интерфейсов, адаптированные под задачи онлайн-продаж: корзина, каталоги и процесс оформления заказа. Система построена с учетом масштабируемости, что позволяет легко внедрять её в различные интернет-магазины.

    Госуслуги

    Дизайн-система Госуслуги

    Госуслуги — отечественная система дизайна, пропагандирующая разработку предсказуемых и согласованных интерфейсов. Использует пошаговые формы для объяснения сложных концепций. Для основных действий на странице применяются яркие кнопки. Акцент сделан на том, что пользователю необходимо в данный момент времени, без воды и ненужной информации.

    Ростелеком

    Дизайн-система Ростелеком

    Дизайн-система Ростелекома позиционирует себя, как мощный инструмент для создания интерфейсов с едиными UX-паттернами и общей визуальной стилистикой. Обеспечивает быстрый порог входа в процесс: документация и гайдлайны ускоряют погружение в работу над смысловыми частями продукта, минуя долгую примерку его внешнего вида.

    Читайте также: «В погоне за универсальностью: кто такие T-shaped специалисты и нужно ли такими становиться»

    Заключение

    Дизайн-системы делают работы команд быстрее и эффективнее: он упрощает создание масштабируемых продуктов, обеспечивает единый стиль и позволяет сосредоточиться на ключевом — решении задач пользователей.

    Кстати: в телеграм-канале Awake Journal, посвященном маркетингу, разработке и дизайну — вы найдете много интересной информации об ИИ-инструментах и не только. Подпишитесь, чтобы быть в курсе 👐

    Подпишитесь
    на журнал
    Чтобы знать о выходе новых статей