Если бизнес старается вести социальные и этичные кампании — он в выигрыше по сравнению с конкурентами. В других странах это давно привычное поведение, в России это всегда удивительные и заметные для аудитории кампании. Разберемся в понятии и расскажем, что нужно для запуска.
Что такое этичный и социально ответственный маркетинг
Корпоративная социальная ответственность — концепция, при которой компания готова отвечать за свои действия и решения, а также за их влияние на окружающую среду и человеческое общество.
Соответственно, этичный маркетинг выражается в правильном поведении организации, а именно в:
- заботе о благосостоянии и здоровье людей в долгосрочной перспективе;
- ориентирование на ожидания потребителей;
- соответствие требованиям внутреннего законодательства и международных норм.
Причем эти принципы должны распространяться на взаимоотношения с клиентами, партнерами, госорганами и различными общественными организациями.
Если проще — правильная этичная маркетинговая кампания должна не нарушать общепризнанных норм и ориентироваться на своих покупателей. Фокус смещается с самого бренда и его продукты на общественную пользу и удовлетворение потребностей клиентов с учетом этичности и юридической корректности. Но естественно коммерческая составляющая при этом не исчезает, компании нужно учитывать собственные интересы.
Компания, которая ориентируется на социальную ответственность и этичность, остается в выигрыше. Миллениалы (большая часть платежеспособного населения мира) охотнее с ними сотрудничают и покупают продукты в таких компаниях. Плюсом к увеличению прибыли они получают:
- укрепление позиций и положительной репутации на рынке;
- усиление мотивации для персонала;
- улучшение отношений с деловыми партнерами, инвесторами и государственными структурами.
Если маркетологи перестанут зацикливаться на внутренних сложностях продвижения бренда и уделят больше внимания решению проблем своих клиентов, это поможет сформировать долговременную связь с аудиторией и значительно повысить лояльность.
Даже если компания планирует менять ценовую политику или ассортимент, это пройдет безболезненно, если компания заблаговременно расскажет это аудитории и обоснует перемены.
Читайте также: Как генерировать эмоциональный маркетинг в социальных медиа
Из чего состоит и как работает этичный маркетинг
Такая реклама должна содержать в себе социальные сигналы, которые помогут удовлетворить все требования, боли и желания потребителей. В основе этичного маркетинга находятся три взаимосвязанных фактора:
- потребности покупателей;
- интересы общества;
- прибыль компании.
Факторы переплетаются между собой и не могут отделяться друг от друга. Если все правильно продумано и реализовано, то достижение одной из целей ведет к успеху по всем направлениям.
Этичный и социально ориентированный маркетинг обычно состоит из 3 элементов:
- поиск проблемы, которая волнует общество;
- исследование выявленной проблемы;
- разработка и внедрение социальных программ, направленных на решение проблемы.
Самый простой пример — все знают о постоянном увеличении количества мусора. Одна из компаний запускает кампанию отказа от пластика и начинает продавать товары в бумажной (водорастворимой, биоразлагаемой) таре. Или открывает завод по переработке мусора. Общество довольно, лояльных покупателей становится больше, компания зарабатывает дополнительные деньги и становится более узнаваемой. Все в плюсе, включая экологию.
Если бренд заявляет о том, что будет идти навстречу покупателю и снижать цены, а также сделает бесплатную доставку, его оценят по достоинству. Компании-первооткрыватели этих возможностей для покупателей получили заметное социальное одобрение, которое быстро конвертировалось в заказы. А те бренды, которые никак не отреагировали на социальный вызов — проиграли битву и потеряли часть клиентов.
Например, продукцию Coca Cola критиковали покупатели из-за отсутствия в ней витаминов, наличия сахара, кофеина и всяких добавок. Досталось даже пластиковым бутылкам, в которые разливали напиток. В 1984 году Coca Cola основала фонд для благотворительности, в который отчисляет 1,5% от ежегодной прибыли компании. Этот фонд помогает уязвимым слоям населения и организует мероприятия по защите окружающей среды.
Приведу пример работы компании из России, который меня очень радует. Есть группа компаний «М.Видео-Эльдорадо», они продают разную технику и гаджеты. А еще у них давно работает и постоянно развивается отличная программа по утилизации старой и нерабочей техники и гаджетов. Люди, которые решили избавиться от старого холодильника и микроволновки, могут их сдать и получить скидку на новые товары компании. Если бы не эта программа — они бы просто выбрасывали старую технику на мусорку.
Основные опасности этичного маркетинга
Есть несколько проблем, которые нужно учитывать, чтобы не провалить маркетинг и не потерять доход:
- Делать, а не казаться. Нельзя рассказать людям, что теперь компания будет выпускать продукцию в бумажной упаковке и продолжить производить пластик. Если фирма торжественно заявила о своем желании поддерживать экологию и на продукции появились соответствующие надписи, то нельзя продолжать действовать по старым рельсам. Общество не поймет, покупатели почувствуют себя обманутыми и уйдут к тем, кто их не обманывает.
- Просчитать выгоду. После проведения исследования важно сделать тщательные расчеты. Если организация планирует перерабатывать мусор, важно заранее разобраться, сколько на это будет ежегодно уходить средств из прибыли организации. Затем – соотнести с ожидаемым ростом выручки на фоне запуска кампании. И только если цифры устроят руководство, можно запускаться.
- Не закрывать кампанию. Вариант, в котором компания сделает себе только хуже. Лучше вообще не начинать, чем пообещать переработать мусор, вывезти его за город и там бросить. Это вызовет раздражение, гнев и обиду потребителей, оттолкнет множество покупателей, лишит заработка и даже может привлечь лишнее внимание проверяющих органов. Важно заранее оценить свои силы, чтобы не пришлось закрывать фирму.
- Соответствовать ToV бренда. Если компания одной рукой помогает приютам домашних животных и домам престарелых, а другой рукой душит конкурентов пассивно-агрессивной рекламой против них, стать этичной компанией не получится. Придется либо отказываться от неэтичной борьбы с конкурентами, либо не афишировать помощь.
- Соотнести с ценностями покупателей. После выявления проблемы, с которой фирма могла бы справиться, стоит проверить, важно ли это целевой аудитории. Лучше всего провести опрос среди клиентов и уточнить, что их беспокоит. Например, если организация производит дешевые макароны низкого качества, то запускать кампанию по помощи бездомным животным и раздаче им корма премиум класса вряд ли стоит.
Как запускают этичный маркетинг в России
Социальный и этичный маркетинг в России далеко не на таком уровне, как в других странах. И основная проблема в том, что потребители не требуют этого от организаций.
Если в столице и ближайших к ним крупным городам за экологией хотя бы пытаются следить, то в других городах ситуация намного хуже. И это почти не беспокоит жителей — отдельные активисты пытаются что-то делать, но в абсолютном большинстве люди никак не реагируют.
Со стороны государства их ожидают штрафы, но для для крупных корпораций они ничего не значат. Например, за слив вредных отходов в реку или сброса мусора где попало это всего 30 000 рублей. Откройте КоАП РФ — штрафы такие, что компании проще их заплатить и забыть о нарушении, чем трудиться над правильной программой. Тем более, что потребители воспринимают это, как должное. Их не интересует отчетность или безопасное производство.
Со стороны социальных программ для сотрудников и покупателей ситуация еще хуже. В России люди не привыкли получать и требовать от компаний больше, чем просто зарплату. Большинство не знает о программах, даже если они есть. А их тех, кто о них знает — половина не будет ими пользоваться.
Позитивные тенденции тоже есть. Если компания начинает систематически заниматься социальной программой — это вызывает бурный положительный отклик у аудитории.
Например, «Магнит» участвует в инициативе безопасной утилизации пластика и устанавливает фандоматы для его сбора в разных городах России. А Fix Price запустила собственную программу социальной ответственности «Добрые дела», в рамках которой уже проведено более 130 мероприятий. Они помогают приютам бездомных животных и реабилитационным центрам несовершеннолетних детей.
Читайте также: Лояльность клиентов: как измерить самую жирную точку роста
Как запустить социально-этичный маркетинг в компании
Компании анализируют потребности рынка, выявляют проблему. Затем разрабатывают и реализуют социальные и этические программы. Основная цель любой из них — повышение качества жизни целевой аудитории.
Обычно выбирают один или несколько приоритетов:
- соблюдение прав человека;
- улучшение качества жизни общества;
- охрана окружающей среды;
- корпоративная этика;
- социальная политика (в отношении сотрудников, потребителей, общества).
В центре программы глобальные цели — решение социальных проблем, улучшение экологической обстановки, минимизация вреда от действующего производства. Можно выбрать что-то одно, не обязательно браться за все инициативы сразу.
Если правильно заниматься реализацией выбранного проекта, можно быстро сформировать положительную репутацию в глазах потенциальных клиентов.
Обычно для повышения узнаваемости и лояльности аудитории проводят такие мероприятия:
- собирают пожертвования в дополнение к выделенным организацией средств для реализации социально значимого проекта;
- проводят различные тематические мероприятия в рамках PR-кампании;
- следят за экологичностью собственных производственных процессов;
- отказываются от производства продукции с применением вредных для окружающей среды технологий;
- вовлекают персонал в процесс сортировки отходов.
Запускать социально-этичный маркетинг в России можно и нужно. С одной стороны это сильно повысит лояльность и доверие покупателей, может позитивно повлиять на продажи. С другой стороны это помощь для отдельных слоев населения или экологии — польза для всего мира. Не обязательно начинать с глобального очищения океана, социальная программа может быть маленькой, но очень важной. Главное — начать и показать клиентам, что вы заинтересованы в улучшении качества жизни своих покупателей.
Читайте также: Игра позоров: когда уместен черный пиар?
на журнал