26.07.2023
785
Почему повышение эмоционального интеллекта сотрудников – способ достижения конкурентного преимущества фото

Почему повышение эмоционального интеллекта сотрудников – способ достижения конкурентного преимущества

785
Содержание:
    author
    Игорь
    Лупандин

    Автор статьи

    В рунете все более активно обсуждается эмоциональный интеллект (англ. EI — emotional intelligence или EQ — emotional quotient). По данным Google Trends, с 2016 года количество запросов понятия выросло более чем в три раза.

    Усредненное значение запроса за последний год находится в районе 20

    Тем временем западные компании уже активно внедряют тренинги по проработке эмоционального интеллекта своих сотрудников. Google вообще проверяет его уровень у соискателей и не устраивает человека на работу, если он не «интеллектуал».

    Есть исследования, которые отмечают зависимость уровня эмоционального интеллекта от генома и нейрофизиологии человека. Вот пример одного из них. К счастью, коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) можно проработать и существенно повысить.

    Источники, которые подтверждают сильное влияние эмоционального интеллекта на бизнес-процессы:

    • В публикации Initiative One указано, что сотрудники компании увольняются на 400 % реже, если ими управляет менеджер с высоким EQ.
    • Гарвардский университет пишет, что французская фармацевтическая компания Sanofi повысила годовую производительность на 12 % за счет повышения EQ. Там же написано, что после тренинга у 90 % сотрудников производственного предприятия Motorola повысилась производительность. В статье есть названия официальных исследований, их можно найти.
    • По данным TalentSmartEQ, 90 % лучших сотрудников обладают высоким EQ.
    • По данным FxStreet, 75 % компаний из списка Fortune 500 используют инструменты для тренировки EQ у своих сотрудников.
    • VeryVellMind пишет, что 75 % опрошенных HR-специалистов больше обращают внимание на EQ сотрудников, нежели на IQ.

    👉🏻 Чтобы не продолжать этот список дальше, прикреплю ссылку на сборник 39 исследований. Большая часть из них доказывает положительное влияние эмоционального интеллекта на бизнес.

    👉🏻 Также рекомендую прочесть интервью Сундара Пичаи, гендира Google. У интервью хороший заголовок: «Почему эмоциональный интеллект сейчас важнее, чем когда-либо».

    Из всего этого следует, что проработка эмоционального интеллекта сотрудников действительно даст конкурентное преимущество, особенно на российском рынке. По данным публикации Initiative One за 2022 год, Россия входит в пятерку стран с самым низким усредненным EQ.

    Далее в статье:

    • что такое эмоциональный интеллект и из чего он складывается,
    • какие тесты позволяют его измерить,
    • за счет чего его можно повысить.

    Что такое эмоциональный интеллект и из чего он складывается

    Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои эмоции и управлять ими, а не идти у них на поводу. Навык ориентирования в собственных эмоциях позволяет отслеживать паттерны поведения других людей, не реагировать на них бездумно, смягчать их негатив и переводить коммуникации в конструктивное русло.

    В 1990-х годах изучение эмоционального интеллекта обрело популярность среди ученых и психологов, но его популяризатором среди широких масс стал научный журналист Дэниел Гоулман. Он написал научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».

    Та самая книга, которая сделала понятие эмоционального интеллекта мейнстримным – ищите в ваших магазинах

    Эмоциональный интеллект является суммой психических и социальных качеств человека. Поскольку этот объект изучали разные люди, существует три популярные модели, которые делят эмоциональный интеллект на различные факторы. Сами авторы моделей утверждают, что их нельзя использовать в качестве точной оценки эмоционального интеллекта, но на их основе можно делать достаточно глубокие выводы.

    Какие существуют модели эмоционального интеллекта:

    • Майера-Саловея-Карузо. В ней выделяются четыре составляющие эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, использование эмоций для стимуляции мышления, понимание эмоций и управление эмоциями. Для измерения эмоционального интеллекта по этой модели используется тест, который состоит из восьми секций: шести вербальных и двух невербальных.
    • Смешанная модель. Эту модель изобрел тот самый Дэниел Гоулман. Многие ученые говорят, что она не является достаточно научной, но именно эта модель стала популярна в широких массах из-за ее упоминания в книге. В этой модели выделяется пять компонентов: самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.
    • Модель социального и эмоционального интеллекта. Эта модель считается наиболее полновесной: она состоит из 15 компонентов. Ее разработал израильский психолог Рубер Бар-Он. Именно он первым предложил концепцию EQ – эмоционального коэффициента, аналогичную IQ. Последнюю модель чаще всего используют для экспертной оценки эмоционального коэффициента людей – разберем ее подробнее.

    Из каких показателей состоит модель социального и эмоционального интеллекта:

    • Самоуважение – способность оценивать свои качества и принимать себя даже с негативными качествами.
    • Эмоциональная осознанность – способность осознавать свои мысли, эмоции, поведенческие триггеры и отслеживать причины их появления.
    • Ассертивность – умение выражать свои мысли и чувства в ясной и адекватной форме.
    • Независимость – это способность человека быть уверенным в своих возможностях и принимать решения самостоятельно.
    • Эмпатия – способность понимать чувства и потребности других людей.
    • Социальная ответственность – осознание своей роли в обществе и готовность к действиям, направленным на благо других людей.
    • Межличностные отношения – умение строить и поддерживать здоровые отношения с другими людьми.
    • Стрессоустойчивость – способность сохранять эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.
    • Контролирование импульсов – способность контролировать свои эмоции и использовать их в соответствии с целями.
    • Оценка действительности – способность сопоставлять мысли и мироощущение с фактической внешней средой.
    • Гибкость – способность быстро и эффективно приспосабливаться к новым условиям и ситуациям.
    • Решение проблем – умение анализировать сложные ситуации и находить оптимальные решения.
    • Самоактуализация – навык постановки целей и их достижения, реализации потенциала.
    • Оптимизм – склонность к позитивному восприятию жизни и вере в свои возможности.
    • Счастье – способность получать полное удовлетворение от себя, других людей и жизни в целом.

    Но это все теория — а чем высокий уровень эмоционального интеллекта может помочь в реальной жизни?

    Американское академическое издательство Annual Reviews занимается ежегодными публикациями в областях социальных наук. В выпуске Annual Reviews of Psychology за 2008 год эксперты по психологии обсудили тему эмоционального интеллекта.

    Вот основные тезисы, опубликованные в отчете:

    • Люди с высоким эмоциональным интеллектом воспринимаются коллегами более позитивно. Таких людей считают более харизматичными и чуткими в общении.
    • Высокий эмоциональный интеллект коррелирует с хорошим уровнем самовосприятия, более успешными межличностными отношениями, а также с низким уровнем агрессии.
    • Высокий EQ способствует карьерному росту и эффективному ведению переговоров.
    • Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью и самооценкой, а также с низким уровнем неуверенности. Также высокий EQ отрицательно коррелирует с вредными привычками и девиантным поведением и депрессиями.

    Выходит, что люди с высоким EQ работают более эффективно как сами, так и в коллективе. Такие люди не только достигают личного успеха, но и положительно влияют на показатели бизнеса.

    А вот к чему приводит низкий уровень EQ:

    • плохая согласованность коллектива,
    • лишние траты энергии работниками из за эмоциональных всплесков,
    • конфликты и драмы среди коллектива,
    • токсичное лидерство среди руководителей,
    • низкая вовлеченность коллектива в рабочие процессы из-за ненужных конфликтов.

    Люди с низким EQ тормозят работу: они неэффективно расходуют свою энергию, тратят энергию коллег и расшатывают бизнес-процессы.

    Теперь расскажу про тесты, которые позволяют оценить уровень эмоционального интеллекта.

    Как измерить эмоциональный интеллект

    В 1997 году Рубер Бар-Он опубликовал тест EQ-i — первый тест для измерения эмоционального интеллекта. Этот тест был проверен специалистами из Mental Measurements Yearbook — экспертной компании, которая выпускает ежегодный альманах с психологическими тестами и их критикой. Эксперты признали тест качественным.

    Данный тест состоит из 133 вопросов, ответы на которые дают количественную оценку по всем показателям модели, их группам и выявляют общий уровень EQ. Сегодня у теста есть обновленная версия — EQ-i 2.0. Она принципиально ничем не отличается от предыдущей версии — скорее, это рерайт первоначальной версии теста.

    Сейчас в рунете не существует переведенной версии этого теста — его можно пройти только на англоязычных площадках, таких как EITC. Это консалтинговая компания, которая занимается обучением тренеров по эмоциональному интеллекту и проведением образовательных семинаров в организациях. Прохождение теста у компании длится два дня — по его завершению испытуемый получает сертификат, заверенный компанией. Услуга платная — прохождение теста обойдется в 2394 $.

    Пример результатов теста, которые проводит компания EITC

    В рунете есть упрощенная бесплатная версия теста эмоционального интеллекта от IDRLabs. Этот тест содержит 60 вопросов и выстроен по методике психолога Константиниса Петридиса — профессора Университетского колледжа Лондона. Его результатам тоже можно доверять — тест заверили дипломированные психологи.

    Пример результата теста от IDRLabs

    А теперь самое главное: расскажу о способах повышения EQ в рабочем коллективе.

    Как развить эмоциональный интеллект у сотрудников компании

    Донесите важность влияния EQ на жизнь и карьеру ваших сотрудников

    Это первое, с чего нужно начать. Пока вы не убедите сотрудников, что эмоциональный интеллект определяет их путь развития — ваша идея покажется очередной блажью, которая отвлекает от важных задач.

    Проведите ряд планерок, в которых поделитесь основными тезисами из научных исследований. Чтобы развивать EQ, нужно знать матчасть: возьмите основные тезисы из книги Дэниела Гоулмана или других источников и расскажите о них коллегам. Сфокусируйте внимание не на успехе компании, а на успехе каждого из сотрудников в отдельности. Также попросите коллектив пройти тест на EQ, чтобы представлять, с чем предстоит работать.

    Теория будет восприниматься не так хорошо, как демонстрация живых примеров. Дополните теорию методом кейс-стади с интерактивом. Например, рассказывайте истории, которые будут имитировать конфликтные ситуации на работе. Далее предложите слушателям различные варианты ответов: как бы было правильно поступить в такой ситуации. После этого расскажите, как могут обернуться действия, если выбрать тот или иной вариант. Самостоятельно готовить такие кейсы сложно — для этого лучше привлечь тренера социальных навыков или психолога.

    Проводите тренинги по повышению EQ, а также улучшению социальных навыков

    Коллектив больше проникнется доверием, если повышать уровень EQ будете не вы, а специалист. Существуют онлайн-школы для развития EQ, а также обучения социальным навыкам. Вероятно, что в вашем городе есть хороший тренер или психолог с нужным уклоном - наймите его для проведения нескольких занятий.

    Займитесь тимбилдингом

    Внедрите разнообразные корпоративные игры или совместные мероприятия. Они будут эффективнее, если коллеги будут не просто вместе отдыхать, но и будут взаимодействовать друг с другом. Например, можно собраться поиграть в футбол, или у настольную игру. Спросите у сотрудников их идеи, проведите голосование на лучшие из них и сформируйте шорт-лист, который будете закрывать.

    Если у вас большая организация, организовывайте корпоративные игры на отдел или отдельную группу работников. Нужно объединять в мероприятиях тех сотрудников, которые взаимодействуют друг с другом на работе.

    Внедрите медитацию и mindfulness

    Уже существуют тысячи исследований, которые доказывают положительный эффект медитации на самоконтроль и психологическое самочувствие людей. Также есть ряд исследований, которые подтверждают, что медитация повышает уровень эмоционального интеллекта: например, 1, 2, 3, 4, 5.

    Mindfulness — это практика осознанности в бытовых делах: по сути, «медитация на ходу». Если освободить мозг от мысленной жвачки, он будет тратить гораздо меньше ресурсов, за счет чего вы будете лучше себя чувствовать и обладать большей энергией.

    Эти методы отлично работают, но их нужно практиковать — тут как со спортом. Если практиковать осознанность и медитировать хотя бы по 5 минут в день — уже через пару недель заметите выраженные результаты. Со временем они будут все лучше.

    Постарайтесь начать с себя — станьте лидером, который искренне желает помочь своему коллективу. Постепенно вы обнаружите, что мотивация вашей команды выросла и она показывает лучший результат.

    Подпишитесь
    на журнал
    Чтобы знать о выходе новых статей