В блоге Adjust пишут: в 2022 году 58% пользователей App Store и Google Play устанавливали приложения из органической выдачи аппсторов. В AppBooster пишут, что 65% загрузок мобильных приложений из органической выдачи достается первым трем позициям. Следовательно, органическая выдача — основной канал привлечения пользователей приложений на Android и iOS, с ним нужно поработать хотя бы на базовом уровне.
ASO (App Store Optimization) – это работы по продвижению мобильных приложений в результатах органической выдачи аппсторов. Сюда относится текстовая оптимизация карточки приложения, работа с иконками, иллюстрациями и видео, а также улучшение поведенческих характеристик пользователей при взаимодействии с карточкой приложения и самим приложением.
Чем ASO лучше других каналов продвижения мобильных приложений:
- Пользователи, которые пришли с органики, обладают более высокими показателями retention rate и LTV. Аудитория из платного трафика приходит более холодной. Она не так заинтересована в использовании приложения – реже в него заходит и быстрее его удаляет.
- На ASO не требуется рекламный бюджет. Здесь не надо платить за трафик, но все равно могут потребоваться дополнительные бюджеты: например, на закупку отзывов.
У каждого из аппсторов свои факторы ранжирования и особенности интерфейса — методы продвижения и требования к оптимизации будут в чем-то различаться.
Доля российской аудитории, которую занимает магазин мобильных приложений (данные ТАСС, показатели по марту 2023 года):
- Google Play – 87,5 %,
- App Store – 8,5 %,
- Huawei AppGallery – 1,9 %,
- RuStore – 2-3 %.
Далее я расскажу о том, как продвинуть приложение в Google Play и App Store — остальные магазины приложений обладают гораздо меньшей аудиторией и подтвержденных гипотез по работе с ними меньше.
Далее поделюсь секретами, как продвинуть ваше мобильное приложение без бюджета (ну или почти).
Какие работы входят в ASO
Текстовая оптимизация
Как и поисковые системы, магазины мобильных приложений учитывают внедрения ключевых слов в названия и описания приложений. Внедрение поисковых запросов — первостепенная задача при ASO, поскольку потенциальные пользователи приложения будут искать его именно по поисковому запросу. Здесь, как и в SEO, учитывается частотность ключевых слов, их конкурентность и их релевантность тем функциям, которые выполняет приложение.
Для поисковой оптимизации приложений используют специальные сервисы, такие как ASOMobile, AppFollow и ASOdesk. Основной функционал этих сервисов рассчитан на работу с поисковыми запросами: например, там можно подобрать неочевидные поисковые запросы, узнать частотность у каждого ключа и оценить позиции приложения в выдаче по нужным запросам.
Важно: все сервисы зарубежные, из-за санкций их не получится оплатить с российской банковской карты. При этом ASOMobile можно оплатить через Bitcoin, а ASOMobile и ASOdesk локализованы на русский язык.
Еще можно найти подходящие слова интуитивно, либо с помощью «Яндекс.Вордстат», а еще подсмотрев у конкурентов. Но учтите, что так не получится полноценно задействовать потенциал семантической оптимизации. Только с помощью сервисов, рассчитанных на ASO, можно узнать, с какими поисковыми запросами люди ищут приложения в аппсторах и проанализировать их.
После того, как ключи собраны и внедрены, нужно с помощью тех же ASO-сервисов отслеживать позиции приложения в выдаче по определенным поисковым запросам, наблюдать за динамикой их изменений и строить на основе этих данных гипотезы по улучшению оптимизации приложения.
Куда внедрять поисковые запросы в магазинах мобильных приложений
В аппсторах существует несколько мест, куда можно внедрить поисковые запросы: это заголовок приложения, его подзаголовок, описание и раздел с ключевыми словами. Запросы в заголовках обладают большим влиянием на позиции приложения в выдаче, нежели запросы в дополнительных полях. Поэтому самый высокочастотный и подходящий запрос нужно внедрить в заголовок, а менее трафиковые запросы — в другие поля.
Важно: поисковые запросы нельзя дублировать в разных полях — аппсторы за это пессимизируют в выдаче.
Лайфхак: если приложение локализовано для нескольких стран, можно внедрить разные поисковые запросы в разные переводы его описательной части, чтобы отработать больше поисковых запросов из семантического ядра.
Текстовые поля и их особенности различаются в App Store и Google Play — об этом расскажу далее.
Название и подзаголовок
В заголовок нужно внедрить самый высокочастотный запрос, который будет соответствовать возможностям приложения. Например, если это приложение для знакомств, в его заголовке лучше так и написать. Если приложение принадлежит известному бренду, его тоже нужно обязательно внедрить в заголовок.
Максимальная длина заголовка в App Store — 30 символов, а в Google Play — 50.
Также, в отличие от Google Play, в App Store есть подзаголовок длиной в 30 символов — в него нужно внедрить второй по важности высокочастотный запрос. Иногда используют лайфхак: пишут в подзаголовки продолжение запроса из заголовка, чтобы описать возможности приложения с нестандартным функционалом.
Storemaven пишет, что в Google Play на 25 % чаще кликают на приложение, нежели в App Store. Из этого следует, что в заголовок и подзаголовок в App Store должны не только содержать поисковые запросы, но и рассказывать, для чего нужно приложение, чтобы его с большей вероятностью скачали.
Краткое описание
В отличие от App Store, у Google Play есть краткое описание, максимальный объем которого — 80 символов. Его видно после перехода на карточку приложения. Туда тоже нужно внедрять поисковые запросы.
Описание
В обоих магазинах мобильных приложений есть раздел описания, в котором нужно рассказать пользователю о возможностях приложения. Раздел виден при переходе в карточку — то есть, изначально пользователя должны заинтересовать заголовок и иконка приложения. Максимальная длина описания и в Google Play, и в App Store равна 4 000 символам.
Важно: в отличие от Google Play, App Store не учитывает вхождения поисковых запросов в описание. Поэтому для подготовке описания приложения на iPhone нужно сосредоточиться на донесении нужной информации пользователю, а не оптимизации текста. Оптимальная доля поисковых запросов в описании карточки приложения в Google Play — 3%.
Ключевые слова
Данный раздел есть лишь у App Store — в Google Play он отсутствует. В раздел с ключевыми словами для приложений на iPhone помещается до 100 символов. Раздел с ключевыми словами в App Store не виден пользователям — его используют исключительно для поисковой оптимизации.
Графическая оптимизация
Иконка приложения
Требования к иконке у разных магазинов приложений различаются между собой. Размер иконки в App Store — 1 024×1 024 пикселей, в Google Play — 512×512 пикселей. Задача иконки — привлечь внимание пользователя и склонить его выбор в пользу вашего приложения. Это особенно касается Google Play — там в поисковой выдаче только заголовок и иконку приложения.
Лайфхак: чтобы сильнее заинтересовать пользователей вашим приложением, можно периодически обновлять иконки приложения. Например, в канун новогодних праздников можно слегка видоизменить иконку, добавив на нее новогоднюю атрибутику. Так пользователи увидят, что вы поддерживаете приложение в актуальном состоянии и с большей вероятностью скачают ваш продукт, а не ваших конкурентов.
Слайды
Магазины мобильных приложений предусматривают размещение слайдов-иллюстраций, по которым пользователь может быстро понять, что умеет приложение. В App Store можно загрузить от 3 до 10 слайдов, в Google Play можно загрузить до 8 слайдов. В Google Play слайды видны только при переходе на карточку изображения, а в App Store их можно увидеть сразу в выдаче по запросу.
Слайды могут быть как вертикальными, так и горизонтальными — второй вариант чаще используют в играх на смартфоны, где его нужно поворачивать. В случае с горизонтальными изображениями на заглавный экран карточки приложения помещается лишь один слайд.
В случае с вертиальными слайдами, в карточках приложений обоих аппсторов будет высвечиваться три-четыре слайда. Количество слайдов, которые выводятся на главный экран карточки приложения в Google Play зависит от их ширины. В App Store слайды видны сразу в выдаче по поисковому запросу — там всегда видно три слайда.
Storemaven пишет, что в Google Play на 45% реже изучают галерею изображений в карточке приложения. Причина в том, что галерея изображений в карточке App Store занимает больше места на экране, нежели в карточке Google Play.
Видео
Оба аппстора поддерживают добавление видео в карточку приложения. App Store поддерживает видео длиной от 15 до секунд, а Google Play — от 30 секунд до 2 минут. Видео удобно использовать, чтобы наглядно продемонстрировать функционал приложения или игры — на слайдах такого не сделаешь.
По данным Storemaven, добавление видео в карточку приложения улучшает пользовательское поведение и может поднять количество его установок на 25%. App Store поддерживает более короткие видео — от 15 до 30 секунд. В Google Play их длина от 30 секунд до 2 минут.
Storemaven предоставляет несколько статистических фактов о взаимодействии пользователей с видео в карточках приложений аппсторов:
- Добавление видео улучшает поведенческие характеристики пользователей и способно до 25 % увеличить количество скачиваний приложения.
- Пользователи Google Play в 2 раза чаще взаимодействуют с видео.
- Пользователи App Store досматривают видео на 22 % чаще, чем пользователи Google Play. Видимо, дело в том, что в App Store меньше максимальная длина видео.
- 98 % пользователей аппсторов смотрят видео без звука. Если часть информации в видео передается речью, ее лучше продублировать субтитрами.
Оптимизация поведенческих факторов ранжирования
И Google Play, и App Store оценивают реакции пользователей на приложение, а также его удобство в использовании. В первую очередь, чтобы достичь хороших поведенческих факторов, нужно создать полезное и удобное приложение — тогда пользователи будут проводить в нем время и делиться положительными отзывами сами по себе.
Читайте также: Как измерять лояльность клиентов – самую жирную точку роста
Какие поведенические факторы учитываются аппсторами при формировании выдачи:
- Конверсия в установку.
У App Store и Google Play сильная разница в показателе конверсий в установку приложения — в App Store он в разы меньше. Дело в том, что в App Store считают конверсии из поисковой выдачи, а в Google Play — из перехода в карточку приложения. В Google Play нельзя установить приложение прямо из результатов поиска — в карточку переходит более мотивированная аудитория, от чего процент конверсий в Google Play выше.
Чем больше пользователей установило приложение, тем выше будут его позиции в магазине мобильных приложений.
- Удержание пользователей или Retention Rate.
Это процент пользователей, которые возвращаются к использованию приложения после его скачивания и первого запуска. Чем выше Retention Rate, тем лучше.
Читайте также: 10 самых важных метрик продукта
- Коэффициент оттока или Churn Rate.
Это доля пользователей, которая перестала пользоваться приложением. Показатель Churn Rate нужно стараться понизить. Для этого нужно реактивировать «спящих клиентов. О том, как это делать, мы рассказали в статье про RFM-анализ.
- Рейтинг приложения и отзывы.
На позиции приложения влияет количество и качество обратной связи пользователей. Именно поэтому в большинстве приложений пользователей мотивируют поставить оценку, и очень желательно, чтоб высокую.
Лайфхак: ASO-специалисты внедряют поисковые запросы в ответы на отзывы пользователей — это работает.
- Регулярность обновлений приложения.
Если приложение постоянно дорабатывают — это положительный сигнал для алгоритмов ранжирования магазинов мобильных приложений.
- Наличие локализованной версии приложения на языке пользователя.
Тут все просто — скорее всего вы скачаете приложение, переведенное на русский язык, если конкурентные продукты не будут локализованы.
На этом все. Работа над качеством приложения и контентом его карточки в аппсторе является самым действенным инструментом для продвижения вашего продукта. Особенно в текущих условиях, когда в РФ не работает Google Реклама и Apple Search Ads — таргетированная реклама в Apple App Store. Сохраните статью в закладки, чтобы возвращаться к ней, когда будете оптимизировать ваше приложение — да будет вам счастье и верхние позиции в аппсторах!
на журнал