Геймификация в бизнесе: как вовлекать клиентов через игру фото

Геймификация в бизнесе: как вовлекать клиентов через игру

В статье объясняем, что такое геймификация в бизнесе. Показываем, как построить и внедрить геймификацию, если никогда этого не делали.
Содержание:
    author
    Дарья
    Яриневич

    Автор статьи

    Об истории кратко

    В 1980-х геймификацию определяли как превращение чего-то, что не является игрой, в игру. Первые геймификаторы в основном брали принципы онлайн-игр и перекладывали их на свой бизнес.

    Один из ярких примеров геймификации тех лет — Монополия от McDonald’s, которую запустили в 1987 году в США. Участникам нужно было, как в компьютерной игре, собирать бонусы (наклейки с продукции), чтобы потом получить возможность выиграть приз. Впрочем, с годами концепция Монополии от McDonald’s не сильно изменилась.

    На рубеже веков геймификация стала быстро проникать в разные сферы, даже неочевидные — HR, продажи, здравоохранение, дизайн. В 2000-х и 2010-х появились компании (например, Bunchball, Bageville), которые помогали встраивать геймификацию в бизнес. Наконец стали запускать продукты, основанные чисто на игровых подходах — например, Lingualeo.

    Что такое геймификация в бизнесе и как она помогает компаниям

    Механика геймификации, если упростить (сложнее будет дальше), такова: человек что-то делает и получает за это вознаграждение. А вместе с этим приобретает приятный опыт.

    Примеры типичной геймификации:

    • Тест на сайте.

    Производитель детских товаров «ЯиГрушка» встроил на сайт тест «‎Какой вы герой». Посетитель мог узнать, какой он известный герой — разбойник, викинг, Робин Гуд. Сюжет теста менялся в зависимости от того, как отвечал человек. В итоге игроку показывали, какой он герой и какие игрушки из ассортимента магазина ему подходят. На покупку игрушек давалась скидка 15%.

    • Градостроительный симулятор.

    В игре ЮVillage от ЮMoney нужно строить свой город с нуля, примерно как в Sims. Чтобы создавать сооружения, игрок выполняет задания — включает уведомления в ЮMoney, покупает у партнеров ЮMoney, пополняет ЮMoney. Награда — виртуальные баллы, которыми можно оплачивать реальные покупки.

    • Колесо фортуны.

    Чтобы принять участие в акции «‎Колесо фортуны» от гипермаркета «‎Лента», нужно зарегистрироваться на сайте и нажать кнопку «‎Запустить колесо». Крутился барабан — в итоге выпадал купон или сектор «‎Пусто». Купон можно было обменять на товары или наборы товаров. Пример набора — коллекция колбасы «Черкизово» + тостер BOSCH.

    Источник: lenta-katalog.ru

    Геймификация — приятный способ вовлечь аудиторию в свой продукт. Для первой геймификации необязательно придумывать что-то многоступенчатое с несколькими целями. Можно начать с простой браузерной игры. По обратной связи клиентов станет понятно, в правильном ли направлении вы идете.

    «Тинькофф Банк‎» создал браузерную игру «Олег‎» — ее можно проходить на компьютере или телефоне. Сюжет строится на повседневных задачах типичного клиента банка — заказать еду, дать в долг, посчитать расходы. Но есть особенность — продвигаться в игре можно только голосом. Когда происходит что-то непонятное, нужно кричать «‎Олеееег» — и придет помощник. Вознаграждение — возможность в забавной форме разобраться в голосовом помощнике.

    Геймификацию используют компании разного профиля:

    • Торговые площадки.

    AliExpress и игра «Мани на кармане».

    Игра проходила в приложении AliExpress в реальном времени, два раза в сутки. Задача игрока — правильно ответить на 10 вопросов викторины, на каждый вопрос было 10 секунд. Три раза можно было пропустить вопрос или использовать дополнительную жизнь. Жизнь давали за приглашение в игру друга. Призовой фонд — 17 млн рублей — делился между всеми победителями.

    Источник: moneyfromnothing.ru
    • Мобильные операторы.

    «Мегафон» и игра «‎Лови волну трафика».

    Вместе с журналом «‎Нож» оператор сотовой связи «Мегафон» подготовил браузерную игру, которая иллюстрирует, как люди проводят время в интернете. В игре пользователь становится веб-серфером. Его задача — проплыть как можно дальше. По правилам нужно огибать препятствия, которые символизируют типичные задачи в интернете, вроде рабочего созвона. А еще нужно собирать раковины и пузырьки, чтобы пополнять трафик. По итогу игры человек получает медаль, а «Мегафон» предлагает приобрести релевантный тариф и дает ссылку на покупку.

    • IT-компании.

    Sony и геймифицированный интерфейс Evolution UI.

    Человек, купивший смартфон, не сразу видел функции своего устройства. Сначала были доступны только SMS, браузер и камера. Другие функции становились доступны по мере того, как клиент использовал текущие функции. Главная мотивация играть — открыть все возможности своего телефона.

    • Онлайн-кинотеатры.

    «‎Кинопоиск» и игра «‎Угадай фильм по кадру».

    В честь своего 18-летия «‎Кинопоиск» запустил обновленную версию игры, где нужно угадать фильм по кадру. Задача участника — за 5 секунд выбрать правильный ответ. Каждый неправильный ответ отнимал жизнь, правильный — добавлял балл. Топ-10 игроков получали подписку «Плюс‎» на год.

    В общем, разные компании применяют игровые подходы по-разному. Но глобальная цель — это вовлечь и удержать клиентов. А в перспективе — увеличить прибыль.

    Игровые элементы могут использоваться сами по себе, то есть не входить в стратегию геймификации. Например, прогресс-бар (на скриншоте справа) при получении карты банка.

    Источник: tinkoff.ru

    Элементы геймификации делают скучные процессы интересными. И повышают шанс, что клиент не забросит процесс.

    Геймификация — это использование игровых механик в сферах, где игры не подразумеваются. Бизнесу геймификация помогает привлекать новых клиентов и удерживать старых.

    С чего начать геймификацию: 5 принципов

    Нет каких-то единых законов, по которым нужно строить геймификацию. Но можно попробовать начать с базы. В основе почти любой геймификации, которую использует бизнес для вовлечения клиентов, есть вот эти 5 принципов. Они все — про игрока.

    1. Цель

    Участник (клиент / потенциальный клиент) понимает, к чему ему нужно идти. Обычно цель игры — получить вознаграждение. Но есть другие варианты: освоить навык, создать новое, понять, как пользоваться продуктом.

    Возьмем кейс геймификации «‎Битва пломбиров» от производителя мороженого «‎Чистая Линия». Там целью покупателей было набрать максимум баллов, чтобы выбрать в зависимости от этого свой приз.

    Источник: bitvaplombirov.ru

    2. Правила

    У участника есть список того, что нужно делать для достижения цели. В идеале правила короткие, понятные с первого прочтения.

    «‎Чистая Линия» использовала эти правила:

    — Купить мороженое

    — Найти внутри упаковки стикер с промокодом

    — Ввести промокод на сайте

    — Получить призы или баллы

    — Проголосовать за любимого героя (герои — оживленные вкусы мороженого).

    Источник: bitvaplombirov.ru

    3. Статус

    Участник видит, как он развивается в процессе игры. Помогают в этом рейтинги, очки, лидерборды и другие инструменты.

    «‎Чистая Линия» для отслеживания статуса использовала рейтинг участников. Он складывался из баллов на промокодах. Рейтинг публиковали на сайте, и его видели все игроки. Это мотивировало покупать больше мороженого, чтобы получать больше баллов и опережать конкурентов в рейтинге.

    Источник: bitvaplombirov.ru

    4. Мотивация

    Мотивация — то, что побуждает участника играть и не забрасывать игру. Вариантов мотивации много — промежуточные призы, прогресс-бары, вознаграждение, конкуренция с другими игроками, статистика выигрышей, разблокирование контента. Конечные виды мотивации зависят от бизнеса и его аудитории.

    «Чистая Линия‎» мотивировала игроков через:

    — Моментальные призы

    — Призы из каталога

    — Рейтинг игроков

    — Рейтинг героев (герои — вкусы мороженого)

    Источник: bitvaplombirov.ru

    5. Вознаграждение

    Вознаграждение — это приз или возможность выиграть приз в конце, кульминация геймификации. Оно зависит от сферы бизнеса — купон на скидку, баллы для обмена на покупку, сам товар. Призы могут быть промежуточными, то есть заканчивать каждый уровень игры. Главное — награда должна стоить усилий участника, чтобы не было разочарования.

    В геймификации «Чистой Линии‎» вознаграждением было что-то из фонда призов:

    — Запас мороженого на 1000 рублей

    — Купон на бесплатное мороженое

    — Билеты на виртуальные туры Panorama 360

    — Сквиши с героями

    — Детский журнал

    — Настольная игра

    — Наклейка-липучка

    Источник: bitvaplombirov.ru

    Эти 5 принципов — как сюжет фильма или книги. Можно попробовать геймифицировать без них, но может получиться что-то невнятное.

    Как внедрить геймификацию в бизнес за 6 шагов

    Эти шаги нужно сделать лишь однажды.

    1. Поставьте цель геймификации

    Определите, что вашей компании нужно от геймификации. Для первого раза лучше взять одну цель — максимально конкретную. Например, получить 500 скачиваний мобильного приложения за месяц.

    Допустим, у нас есть онлайн-магазин дизайнерских кроссовок. Целью первой геймификации может быть получение 2000 регистраций на сайте.

    2. Опишите игроков

    Определите, как примерно ваша аудитория относится к играм. Можно выделить среди клиентов четыре типа игроков, согласно гейм-дизайнеру Ричарду Бартлу:

    • Киллеры (Killers). Цель – победить соперников.
    • Накопители (Achievers). Цель – собрать максимум баллов и всего в таком духе.
    • Социальщики (Socializers). Цель – разделить эмоции от игры с другими игроками. 
    • Исследователи (Explorers). Цель – получить удовольствие от процесса.
    Источник: gamer.ru

    Второй вариант — самостоятельно прописать портреты потенциальных игроков. Определить привычки клиентов, варианты досуга, склонности к азарту.

    Допустим, онлайн-магазин дизайнерских кроссовок провел маркетинговое исследование и узнал, что возраст аудитории — 20−45 лет, мужчин немного больше, чем женщин. На этой основе выделили 3 портрета клиентов:

    • Студенты, 20–25 лет. Неплохо учатся, но по большей части работают и занимаются внеучебной жизнью. Их мотивация покупать наши кроссовки:

    — Выделяться среди однокурсников.

    — Не подбирать долго образ — кроссовки подходят почти ко всему.

    — Чувствовать себя своим в тусовке.

    • Фрилансеры, 25–35 лет. Большую часть времени проводят за работой в кофейнях и коворкингах. Их мотивация покупать наши кроссовки:

    — Носить кроссовки каждый день и чувствовать себя свободно.

    — Куда-то уезжать на выходных и активно проводить время.

    — Не уставать от активных передвижений в течение дня и выглядеть стильно.

    • Офисные сотрудники, 25–40 лет. Чаще находятся не дома, а на работе. Их мотивация покупать наши кроссовки:

    — Много двигаться и много успевать на выходных.

    — Отличаться от ровесников ярким акцентом в образе.

    — Проводить свободное время в компании друзей.

    3. Набросайте варианты геймификации

    На основе целей геймификации и портретов аудитории придумайте несколько вариантов игровой механики.

    Важно определить:

    — Геймификация будет онлайн или офлайн?

    — Зачем люди будут играть?

    Выбираем геймификацию онлайн, потому что кроссовки покупают в интернете. Играть люди будут, чтобы в интересной форме познакомиться с брендом. Поэтому сейчас видим такие варианты геймификации:

    • Игра-соревнование, где нужно собрать образы с кроссовками со случайным соперником.
    • Браузерная игра, где нужно выбрать правильные цвета дизайнерских кроссовок.
    • Конкурс на создание дизайна новых кроссовок.

    4. Проработайте лучший вариант

    Выберите самый, как вам сейчас кажется, подходящий вариант геймификации и пропишите:

    — Суть игры

    — Цель игрока

    — Вознаграждение

    — Правила игры

    — Игровые механики

    — Статус игрока

    — Мотивацию игрока

    — Способы входа в игру

    Выбираем второй вид геймификации — браузерная игра, где нужно раскрасить наши кроссовки правильными цветами. Теперь прописываем:

    Суть игры. Игра состоит из 5 уровней. На каждом — силуэт кроссовок на белом фоне, как в раскраске, и палитра с красками. Человеку нужно правильно выбрать цвета. После каждого уровня показываем оригинальное фото кроссовок, даем интересный факт о них и ссылку на карточку товара.

    Цель игрока. Пройти максимальное количество уровней, чтобы получить вознаграждение.

    Вознаграждение. Первые 5 человек, которые дошли до 5 уровня, выигрывают пару кроссовок. Следующие 50 человек получают 50% скидку на любые из раскрашенных кроссовок.

    Правила игры. На каждый уровень дается 30 секунд. Ошибиться на уровне можно 3 раза — потом игра начинается заново. Начинать заново можно 5 раз — прогресс сохранится. Подглядывать на оригинальные цвета кроссовок нельзя, да на это и не будет времени.

    Игровые механики. Главных три. 1. Промоигра — сюжет игры связан с продуктом компании. 2. Ограничение времени — на каждый уровень даем 30 секунд. 3. Рейтинг игроков — человек видит, сколько уровней прошел по сравнению с другими.

    Статус игрока. Во время игры человек видит прогресс-бар с текущим уровнем. Также есть общий рейтинг игроков.

    Мотивация. Мотивацию создаем тремя инструментами: прогресс-бар на уровнях, рейтинг игроков, вознаграждение. Также мотивируем словами, в анонсах игры — призываем проверить свое чувство стиля.

    Способы входа в игру. Игру анонсируем в email-рассылке, соцсетях (там предлагаем еще делиться игрой с друзьями) и на сайте. Рассылка и соцсети тоже ведут на сайт. На сайте человек видит pop-up с предложением выиграть кроссовки. Чтобы начать играть, нужно зарегистрироваться на сайте.

    5. Пропишите этапы внедрения геймификации

    По датам и, возможно, даже часам пропишите, как вы будете вводить геймификацию и что будете делать на каждом этапе. Сокращенно это может выглядеть так:

    — Анонс геймификации в соцсетях

    — Email-рассылка с анонсом

    — Сбор обратной связи у первых игроков

    — Корректировка геймификации

    — Повторный запуск геймификации

    — Введение бонусов для тех, кто делится игрой с друзьями

    Наша «‎кроссовочная» игра будет идти неделю. За неделю до игры запустим email-рассылку. За 3 дня до начала расскажем в соцсетях, что стартует игра. За день до игры разместим на сайте pop-up с предложением сыграть. В день начала поставим в личном кабинете участников ссылку на игру, а также разместим ссылку в pop-up.

    6. Внедрите геймификацию

    По этапам введите геймификацию. Не факт, что сразу получится идеально. Но чтобы получилось лучше во второй раз, в первый соберите как можно больше обратной связи от игроков, попросите делиться приятными впечатлениями в соцсетях. Ну и, конечно, корректировать геймификацию можно и в процессе.

    Через 3 дня после запуска игры с раскрашиванием кроссовок оцениваем конверсию. Если из регистраций на сайте 1000 человек сыграли в игру — геймификация идет как надо. Если нет, даем бонусы тем, кто делится игрой в соцсетях — так привлекаем новую аудиторию.

    Вы можете менять эти шаги местами или добавлять новые. Необязательно четко придерживаться списка. Главное — увлечь людей.

    Как маркетологу встроить геймификацию в бизнес

    Здесь нет какого-то четкого алгоритма. У каждой компании процесс будет отличаться. Но в целом, если маркетолог планирует использовать геймификацию в первый раз, последовательность действий будет примерно такой:

    1. Поймите, зачем вашей компании сейчас геймификация

    • Просто попробовать на локальном уровне.
    • Встроить в воронку второстепенного продукта.
    • Встроить в воронку основного продукта. 
    • И так далее. 

    На этом шаге нужно понять, какое место займет геймификация в маркетинге вашей компании и насколько она будет значима.

    2. Поставьте конкретную цель геймификации

    А теперь, как в пункте выше про 6 шагов внедрения геймификации в бизнес, поставьте цель. Для первого раза лучше взять одну четкую цель. Например, получить 500 скачиваний мобильного приложения за месяц.

    Потом, согласно этой главной цели, будете оценивать и результат геймификации.

    3. Выберите с командой вариант геймификации

    Это будет зависеть от значимости геймификации и ее цели. Вот хорошие варианты для начала:

    • Головоломка.
    • Тест или викторина.
    • Браузерная игра.

    Также примерно пропишите сюжет геймификации, цель игрока и его вознаграждение.

    Еще прикиньте, куда вы будете встраивать геймификацию — на сайт, в рассылку, в приложение, в соцсети.

    4. Рассчитайте бюджет

    Исходя из данных, что у вас сейчас есть, прикиньте, сколько денег вам понадобится на прописывание и внедрение геймификации. Вот что здесь важно учесть:

    • Значимость геймификации в маркетинговой стратегии.
    • Вариант геймификации и его сложность.
    • Площадка, где будет проходить геймификация.
    • Продвижение/анонсирование геймификации.
    • Работа команды.

    5. Определите роли команды

    Распределите обязанности — кто из коллег за какую область будет отвечать. Это, конечно, будет зависеть от количества людей в компании и их компетенции. Вот, например, как это может выглядеть для головоломки «‎Лабиринт»:

    • Маркетолог – прописывает суть игры, дает поручения команде, анализирует статистику, курирует процесс. 
    • Копирайтер – прописывает правила игры и реплики героев.
    • Дизайнер – разрабатывает дизайн визуальной часть игры.
    • Разработчик – разрабатывает код визуальной части игры и программирует ее.

    6. Пропишите стратегию геймификации и следуйте ей

    Оформите суть игры, обязанности команды, бюджет и сроки работы в стратегию. Пропишите этапы внедрения геймификации.

    7. Внедрите геймификацию

    Согласно стратегии, внедрите геймификацию в маркетинг своей компании. Это самый важный и трудозатратный процесс. Но и самый интересный!

    Кстати, будет круто, если до анонса геймификации на широкую аудиторию вы протестируйте ее на узком круге людей. Так вы сможете вовремя заметить проблемы и решить их.

    8. Проанализируйте результаты

    Согласно главной конкретной цели геймификации, оцените ее результат. Конечно, в первый раз может получиться так, что главная цель не будет достигнута. Поэтому обращайте внимание и на второстепенные цели. Например, привлечь внимание новых людей к вашей компании. И не только на это.

    Подробнее о том, как анализировать результаты геймификации, — дальше.

    Как и в чем измерять эффективность геймификации

    Нет однозначного ответа на вопрос, что считать успешной геймификацией. Потому что «успех‎» для каждой компании означает что-то свое.

    И нет, успех — это не только продажи. Иногда геймификацию нужно запустить несколько раз, чтобы получить прибыль. А до этого пять новых подписчиков или один восторженный отзыв — тоже могут оказаться неплохим результатом. Дайте людям «‎разыграться», узнать ваш продукт и влюбиться в него так, чтобы наконец купить.

    Но обычно успех геймификации измеряют в числах. При этом смотрят, например, на количество:

    — Новых пользователей на сайте

    — Лайков и репостов в соцсетях

    — Регистраций на сайте

    — Покупок товара

    — Положительных отзывов

    Еще можно посчитать разницу между маркетингом на геймификацию и денежной отдачей от него. Хотя, как писали выше, показателем успеха могут быть не только продажи.

    Чтобы понять, в чем вам измерять эффективность, можно поискать похожие кейсы из сферы вашего бизнеса. Вот больше 90 примеров геймификации — посмотрите, как по-разному компании оценивают результаты.

    Так что сформируйте понятие успеха для себя и определите, в чем будете его измерять. А вот точки, которые станут в этом опорой:

    • Офлайн- или онлайн-бизнес. Ритейлеры могут запускать конкурсы и в торговых точках, и в приложениях. Успех будут измерять и в количестве живых участников, и в количестве пользователей приложения. Интернет-магазины обычно проводят геймификацию у себя на сайте и смотрят на активность пользователей.
    • Отношения с аудиторией. Если компания близка к аудитории – например, молодежный бренд одежды постоянно общается с покупателями в соцсетях – результат логично оценивать по числу новых подписчиков. И наоборот, когда контакт между бизнесом и клиентами не налажен или сдержан, результаты лучше оценивать по активности текущей аудитории. 
    • Этап воронки продаж. На этапе знакомства с компанией браузерная игра мотивирует новых пользователей логиниться на сайте – можно измерять количество регистраций. На этапе удержания система накопления бонусов мотивирует текущего пользователя чаще заходить в приложение. Здесь уместно оценивать коэффициент возвращения клиентов.
    • Площадка для геймификации. Если игровые механики встроили в сайт, результаты будут оценивать по количеству новых пользователей, глубине просмотра страниц, повторным запускам игры. В соцсетях будут смотреть на активность в профиле, репосты и лайки, новые подписки. Показателей даже внутри одной площадки много. Необязательно использовать все – достаточно тех, что согласуются с вашими целями. 

    Если геймификация окажется успешной, вы точно это заметите. В первый раз, если по впечатлениям все прошло хорошо и вы ничего не потеряли в плане денег, пользователей, репутации — это уже хороший результат.

    Подпишитесь
    на журнал
    Чтобы знать о выходе новых статей