Что такое контент-маркетинг
Контент-маркетинг — это продвижение через создание и распространение информации. Основная задача — привлечь к этой информации потребителя и постепенно превратить его в клиента. Все, что люди читают, смотрят и слушают, может стать каналом для привлечения аудитории:
- блог компании,
- видеохостинг,
- соцсети,
- email-рассылки,
- внешние площадки и сайты,
- журналы, книги, альманахи,
- публикации в СМИ,
- публичные выступления.
От таргетированной, контекстной и наружной рекламы контент-маркетинг отличается тем, что продвижение товара происходит косвенно. Но косвенно — не значит скрыто. Один из самых популярных способов делать «нативки» — рассказывать о продукте через потребности аудитории.
Например, дизайнерское бюро публикует материал в своем блоге. Задача материала — помочь читателю в создании брендбука. Бюро решает проблему в тексте и предлагает дополнительный вариант — обратиться к специалисту за помощью.
Интересный и полезный контент замечают, потому что он выделяется на фоне слабого, а такого всегда больше. Контент-маркетинг дает шанс коснуться аудитории еще раз. Примеры — тот же «Тинькофф Журнал», «Эльдоблог» или «Клуб DNS». Читатели и пользователи этих ресурсов ничего не покупают напрямую, но проводят время на площадке бренда, постоянно с ним соприкасаясь.
Контент-маркетинг существует давно. Например, термин «мыльная опера» появился из-за агрессивной рекламы Procter & Gamble в начале XX века — они запустили невероятно длинный радиоспектакль с рекламой стирального порошка. В то время контент распространяли через аналоговые способы, но, начиная с 90-х, интернет расширил возможности маркетологов — текст, фото, видео и звук можно было распространять в вебе. Контент стал одним из способов продвижения.
Какие задачи можно решить с помощью контент-маркетинга
Основная цель контент-маркетинга — продать продукт, дать информацию или изменить имидж компании. Пройдемся по каждому варианту.
Читайте также: Как измерить эффективность контент-маркетинга для блога
Увеличить продажи
Исследование Яндекс. Дзена за весну 2022 года среди диджитал-агентств и компаний показало, что более половины компаний применяют контент-маркетинг не только для создания образа компании, но и для продаж. Популярные форматы стандартны — это посты и короткие видео для соцсетей, лонгриды в блоге.
Контент-маркетинг может создать, оживить и поддержать спрос.
Создать спрос. Компания запускает блог или медиа, чтобы:
- привлечь новую аудиторию и конвертировать ее в клиентов;
- привлечь действующих клиентов к повторной покупке.
Оживить спрос. Контент-маркетинг может стать источником дополнительного трафика, чтобы расширить маркетинговую воронку и увеличить количество лидов. Например, компания запускает обучающий курс и привлекает людей через соцсети с помощью таргетированной рекламы. На страницах в соцсетях анонсируют статьи из блога и ведут аудиторию к покупке дальше.
Поддержать спрос. У компании могут уже работать налаженные каналы, и спрос остается стабильным. В этом случае контент-маркетинг выступает дополнительной поддержкой для продаж:
- Сохраняет интерес потребителей. Контент развлекает, удивляет, привлекает внимание, чтобы стимулировать будущие покупки.
- Отстраивается от конкурентов. Новый клиент с большей вероятностью выберет товар или услугу компании, которая регулярно делится качественной и полезной информацией.
- Сохранять клиентов «теплыми». Клиент может знать продукт и компанию, но не пользоваться ее услугами. Контент позволяет удерживать потенциального покупателя на близкой орбите.
Донести важную информацию
Компания может работать на рынке десять лет, ее сотрудники — быть дипломированными специалистами, а продукция — высококлассной. Но без контент-маркетинга потребители об этом могут не узнать. Информирование позволяет донести до потребителей преимущества и особенности компании, чтобы у них появилось понимание продукта.
Например, рассказать о том, как и где производится продукт, какие люди его делают, что за технологии используются. Такие разборы сложно уместить в рекламный креатив или на билборд, а вот публикация в блоге или ролик на YouTube — вполне допустимы.
Информирование еще полезно, когда продукт сложный — серия статей поможет клиентам разобраться с ним. Например, с CRM, компьютером, музыкальным пультом или сервисом по поиску тендеров.
Поддержать имидж компании
Контент-маркетинг может изменить отношение к продукту с нейтрального на лояльное. Это достигается за счет постепенной работы с общественным мнением: чем больше качественных и полезных публикаций выпускает компания, тем прочнее выстраивается ассоциативная связь «здесь отличный контент, значит, и продукт отличный». Главное — подтвердить эту связь на практике: если продукт не оправдает ожиданий, то будет негатив.
Есть интересный кейс, когда удалось поймать сразу трех «зайцев». Продавец настольных игр Hobby Games в 2019 году выкупил закрывшееся издание «Мир фантастики». Это дало несколько плюсов:
- Hobby Games подняла свой имидж среди покупателей журнала «Мир Фантастики» и постоянных клиентов компании.
- У Hobby Games появился свой собственный журнал и сайт, который можно использовать как канал контент-маркетинга.
- Hobby Games получила готовую редакцию с выстроенными рабочими процессами.
Какие задачи нельзя решить с помощью контент-маркетинга
Гарантировать продажи. Контент-маркетинг не гарантирует сделок — он приносит трафик или увеличивает охват. Если в компании не выстроена система продаж, а лендинг плохо конвертирует лиды, то продаж не будет даже с миллионными бюджетами на контент.
Сделать невостребованный товар популярным. Если есть проблемы с качеством продукта или товара, то контент-маркетинг не поможет их спрятать. Даже наоборот — он сделает хуже: когда читателя подводят, он чувствует обман, и возникает диссонанс между качественным контентом и плохим товаром.
Изменить имидж с негативного на позитивный. Даже высококлассная серия статей не сможет изменить мнение о компании — доверие выстраивают годами и теряют за один день. В будущем контент-маркетинг сможет сгладить углы — например, у того же «Тинькофф» весной-летом 2022 года было много жалоб от клиентов, но массового оттока не наблюдается. По крайне мере, об этом говорят цифры за первый квартал 2022 года, но посмотрим, что будет в следующем.
Про что помнить еще: контент-маркетинг не поможет, если аудитория принимает решение о покупке по другим критериям. Например, местному барбершопу не обязательно заниматься контент-маркетингом, когда основная часть клиентов — жители соседних домов. Клиентам без разницы, что пишет заведение в блоге, а вот плохое обслуживание может привести к падению продаж.
В этом случае выгоднее работать с отзывами, запускать таргет и контекст, вводить программу лояльности и акции на привлечения новых клиентов — например, «приведи друга и получи скидку».
Контент-маркетинг можно использовать точечно — приглашать медиа, блогеров, давать интервью отраслевым СМИ. Вот история владельца компьютерного клуба «КиберКот»: он начал сам писать в тематические сообщества, чтобы привлечь клиентов. Все получилось — о месте узнали, и количество посетителей выросло.
Как работать с контент-маркетингом
Для начала нужно определить цель, потом — целевую аудиторию и площадки. Далее — разработать материалы и способы дистрибуции.
Определить цели
Ошибочные цели — это когда контент публикуется ради контента. Без цели не получится отследить эффективность и нормально спланировать бюджет. Цели контента пересекаются с задачами:
- продажи – делать больше лидов, регистраций, прямых сделок;
- увеличивать охваты с помощью привлечения трафика и высоких позиций в выдаче – для повышения узнаваемости;
- поддерживать имидж компании – чтобы удерживать клиентов.
Целевая аудитория
Это портрет потребителей контента, которых компания планируете привлечь к своему бренду. Нужно понимать их образ, потребности и особенности коммуникации.
Образ. Какие показатели важны:
- Демография: локация, возраст, уровень дохода.
- Точки взаимодействия: телефон, ноутбук, печать, радио.
- Способы потребления информации: смотрят, читают, слушают.
Как узнать: проводить исследования аудитории с помощью опросов, смотреть статистику в своих соцсетях, выгружать данные из CRM-систем, рассылать анкеты.
Потребности. Отвечаем на вопросы:
- Как продукт встроен в повседневную жизнь человека?
- Какие темы объединяют покупателя и наш продукт?
- Какие проблемы может решить продукт компании и каким способом?
Диджитал-агентство может ориентироваться на руководителей малого и среднего бизнеса — запросы будут широкие: от «как вести соцсети» до «есть ли способы быстро выйти на западный рынок». Другое дело — узкая аудитория. Премиальный бренд наушников нацелен на ценителей качественного звука, публикации в духе «10 наушников за 100 рублей» вряд ли будут им полезны.
Особенности коммуникации. Голос бренда (tone of voice) — это подход к общению с аудиторией. Часто бывает так, что чем проще, тем лучше. Не обязательно изобретать особый язык, можно кратко и по делу доносить информацию, используя емкие формулировки. Об этом, в том числе, пишет Максим Ильяхов в книгах «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно». Сюда же порекомендуем «Евангелист бизнеса» — заметки о контент-маркетинге от Сергея Абдульманова, который занимался продвижением «Мосигры».
Тон — это соблюдение одного уровня общения с аудиторией. «Тыкать» в издании про нефтепереработку — плохая идея, а вот в развлекательном издании прямое обращение будет смотреться органично. Вот общие виды тонов:
- Дружеский. Неформальный стиль. Весь текст строится так, как будто автор рассказывает другу что-то на вечеринке. Личные впечатления, эмоции преобладают над фактами – факты остаются, просто не на первом месте.
- Назидательный. Автор учит аудиторию, выступает как авторитет.
- Аналитический. Задача автора – дать всю информацию, показать графики, схемы и проверенные факты. Выводы делает читатель.
Контент
По виду контент может быть любым: текст, изображение, видео, аудио.
По содержанию можно разделить на три типа:
- Виральный. Охватный контент, часто на популярные темы: «10 правил хорошей пробежки».
- Экспертный. Более сложный для восприятия, рассчитан на вдумчивое чтение: «Кому можно бегать, а кому – нет. Отвечает врач».
- Продающий. Рекламный контент. Отличается от обычной рекламы тем, что предоставляет более широкую картину: «Какую форму для бега выбрать».
Формула хорошего контента: потребность + польза + продукт. Бывает так, что контент и маркетинг идут отдельно: откровенно рекламные публикации публикуются в медиа попеременно с полезными материалами без призывов к действию. В итоге статьи не продают, а реклама собирает мало просмотров. Каждый материал должен соответствовать целям: продавать, создавать имидж, информировать.
Не очень хорошо, когда контент закрывает только материальные потребности и игнорирует эмоциональные. Эмоциональные публикации делают аудиторию шире, чем сухое изложение фактов. Например, статья про сборку компьютера будет интересна гикам. А вот истории людей, которые собирали компьютеры неправильно, прочитает больше людей, потому что эмоция «факап» знакома не только геймерам.
Как искать темы:
- Публикации конкурентов.
- Вопросы подписчиков в соцсетях.
- Популярные запросы в Wordstat или SEMrush (недоступен в России).
- Зарубежные источники.
- Ресерч новостной повестки.
- Личный опыт и опыт сотрудников.
Для реализации контента нужен план. Нет плана — контент публикуется хаотично, и его эффективность становится невозможно оценить. Для начала сгодится простая эксель-таблица с перечислением площадок и замерами просмотров с кликами.
Дистрибуция
Мало создать контент, нужно его еще как-то распространить. Сделать сотню статей и ждать результат — это не вариант, потому что без дистрибуции статьи молодого блога будут индексироваться медленно.
Как привлечь внимание к публикации:
- анонсы в своих соцсетях;
- email-рассылки;
- гостевой постинг или обмен гостевыми статьями;
- контекстная реклама;
- таргетированная реклама;
- инфлюенс-реклама.
Плохо выстроенный процесс создания и дистрибуции контента может привести к печальным последствиям. Когда непонятно, кто пишет и кому, нет редактора, публикации делаются по остаточному принципу SMM-щиком, которому недоплачивают — в итоге эффект от вложений в контент-маркетинг падает.
Плюсы и минусы контент-маркетинга
Плюсы контент-маркетинга:
- Может стать источником продаж.
- Поддерживает лояльность аудитории и мотивирует ее на повторные покупки.
- Позволяет добраться до аудитории, которая игнорирует другие рекламные каналы.
- Помогает отстроиться от конкурентов. Человек купит товар у того, кого знает. Не сейчас, так позже.
- В перспективе приносит более дешевые лиды, чем таргет или контекст. Чем больше занимаешься контент-маркетингом, тем дешевле становится привлечение клиента, потому что срабатывает сарафанное радио, образуется круг постоянных читателей или зрителей.
Минусы контент-маркетинга:
- Не работает сразу. Если нужен быстрый результат, то лучше обратится к прямой рекламе. Контент-маркетинг редко дает результат даже в течение года.
- Требует постоянного контроля. Падение качества материалов может обвалить трафик и испортить имидж.
- Трудности с аналитикой, но метрики отслеживать можно. Подробнее – в нашей статье «Метрики в контент-маркетинге».
Побочные плюсы от КМ:
- Коммьюнити и быстрая обратная связь от лояльной аудитории. Постоянные читатели оперативней укажут на недостатки и проблемы, не будут писать гневные отзывы, если проблему решат. Потому что вы – классные :-)
- Экспертность. Чем больше полезного материала вы публикуете, тем больше уважения получаете не только от клиентов, но и от коллег из смежных сфер. Вас могут приглашать на семинары, выступления или предлагать интересные коллаборации.
- Кадры. Качественный контент привлекает креативных сотрудников – когда они видят, что компания вкладывает ресурсы в свои материалы, становится известной, им выгоднее ассоциировать себя с такой компаний.
В заключение
Апрельское исследование OHD показало, что потребители ждут в этом году рекламу нужных и полезных продуктов. Контент-маркетинг, который строится на языке пользы, помогает донести эти послания эффективней, чем рекламный баннер.
на журнал