Агрессивный маркетинг — это метод продвижения, построенный на умении «задеть за живое». С таким маркетингом продукты и услуги продвигаются дерзко и настойчиво. Давление на целевую аудиторию, частые акции, креативы на грани фола и даже негативная реклама конкурентов — все это вмещает в себя агрессивный маркетинг.
Разбираемся в видах такого метода, актуальных трендах и подводных камнях.
Виды агрессивного маркетинга
Если у вас было время поскроллить хоть какую-то социальную сеть до прочтения этой статьи, то вы наверняка видели пример агрессивного маркетинга в применении, даже не подозревая об этом. Вот несколько распространенных тактик, используемых экспертами.
- Техники продаж с высоким давлением: использование триггеров, поощряющих немедленные решения о покупке. Обычно это ограниченные по времени предложения или дополнительные продажи. Пятнадцатиминутный лимит скидки на обед в службе доставки еды – тоже агрессивный маркетинг. Да, вы итак собирались поесть, но теперь берете в три раза больше и с внезапно возникшим чувством срочности.
- Создание срочности через частые акции: регулярные скидки, мгновенные распродажи или предложения «два по цене одного», строго с дедлайном. Это всплывающие баннеры на маркетплейсах, или, например, пуш-уведомления с конкретными условиями и вызывающими FOMO-предложениями.
- Прямые почтовые (или email) кампании: отправка предложений целевой аудитории с чувством экстренности. Это может быть и «Email-бомбардировка», состоящая из нескольких писем, отправленных друг за другом. «У нас распродажа с хорошими скидками. Ты не боишься, что твоего любимого товара не останется?»Парадоксально, но такой метод также может помочь вам взаимодействовать с аудиторией. Из-за повышенного градуса важности информация воспринимается более остро, поэтому соприкосновение с продуктом или услугой лучше запоминается.
- Всплывающие внезапно баннеры и видео любого формата: чем неожиданнее, громче и страннее, тем лучше. Они могут всплывать заново, даже если вы их закрыли/ не закрываться вовсе/ выводить вас на новую страницу в браузере, раздражая, но, тем не менее привлекая ваше внимание.
- Негативная кампания: подчеркивание слабых сторон или неудач конкурентов в попытке повлиять на клиентов. Не всегда идет от первого лица компании, может появляться в виде нативных отзывов контент-креэйтеров и нетривиальных интеграций.
- Спорная реклама: использование шокирующего или провокационного контента для привлечения внимания, даже если это вызывает негативную реакцию. Тестирование граней морали, этики, а также культурного кода.
Агрессивный маркетинг в применении: успешные кейсы и тренды 2024
Любой агрессивный маркетинг всегда внезапный. Это нестандартные, свежие решения, которые обращают на себя внимание пользователя, так что построить успешный промо-кампейн на повторении одного и того же триггера не выйдет. Повторяющиеся рассылки рано или поздно попадают в спам, а всплывающие окна закрываются на автомате. Необходимо испытывать новые методы и доверяться интуиции. К тому же, градус влияния одной кампании может резко повыситься благодаря приобретенной виральности — лайкам, шерам, репостам. Сегодня успешное промо определяет не Золотой Каннский лев, а неподкупная любовь аудитории.
Актуальные примеры агрессивного маркетинга
Гель для душа Dr. Squatch и Сидни Суини в роли джина
Если обычно Сидни Суини находится на съемках и презентациях фильмов, то сегодня она — ваш ванный джин, который поможет выбрать лучший гель для душа. Рекламная кампания бренда Dr. Squatch была настолько неожиданной и оригинальной, что зрители в комментариях ссылались на искусственный интеллект и рассуждали о проблемах маркетологов на суде с актрисой. Но все легально — Суини действительно советует вам мыться только этим гелем для душа с натуральными ингредиентами и ароматным шлейфом. Реклама появляется в TikTok, на YouTube, и всегда начинается с вызывающей смущение фразы, которая заставляет вас смотреть дальше. На первый взгляд ничем не примечательный продукт обрел новый смысл, который стимулирует покупку — если не исходя из необходимости, то просто ради интереса.
Вызывающие отвращение рекламы игр
Менее положительный для имиджа бренда пример — рекламы игр в социальных сетях, специально демонстрирующие отвращающие, негигиеничные, странные сюжеты, развивающиеся на протяжение 15−20 секунд. Такой агрессивный маркетинг работает в любом случае: одна половина пользователей возмущается над неприятным визуалом в комментариях, а другая скачивает игру, чтобы проверить, действительно ли там все так специфично. Последние обычно еще и возвращаются к рекламе, чтобы сообщить, что их обманули и в игре все примитивно. Даже если пользователи остаются недовольными, приложение по скачиваниям попадает в шорт-листы и рейтинги в своей категории, тем самым привлекая еще больше новой аудитории.
Rage bait в социальных сетях
Rage bait-маркетинг (дословно «приманка для вызова ярости/ гнева») основан на провоцировании сильных эмоциональных реакций — обычно гнева или возмущения — среди аудитории для привлечения трафика. Этот подход часто включает сенсационные заголовки, спорные темы, вызывающие недоумение действия или hot takes (непопулярные мнения), которые побуждают людей реагировать, делиться, комментировать. В последнее время популярен в формате короткого вертикального контента, который провоцирует дискуссии пользователей в комментариях. Подобная приманка для гнева может захватывать все от особо вычурного и необычного по форме наряда до бесед с бездомными о трактатах Канта под бутылку лимонада вашего бренда. Главное — найти удачный случай интегрировать продукт.
Среди популярных элементов рейдж бейта провокации в контексте культурных и социальных повесток, кликбейт-подводки и заголовки, упоминание провокационных публичных фигур. Хотя rage bait может быть плодотворным для ситуативного взаимодействия с аудиторией, в долгосрочной перспективе такой подход может подорвать авторитет и доверие.
Читайте также: «Как определить лучшее время, чтобы опубликовать пост в соцсети»
Еще один способ интегрировать агрессивный маркетинг в нативный контент — высказать непопулярное мнение. Подобный hot take может содержать в себе как просто не совпадающее с общими настроениями недовольство, так и любой китч, смущающий аудиторию.
Для первого достаточно подчеркнуть свое суждение нелестными аргументами, например: «Мне совсем не понравилась „Дюна-2“ — фильм скучный и для школьников не старше восьми лет. Мы с сыном уснули почти сразу. А вот у нас в кинотеатре показывают только самые классные релизы, без воды и нудных сцен».
Фанаты креативного продукта (это может быть и новый альбом музыкального исполнителя, и картины современного художника) начнут объяснять вам в комментариях, что вы упустили и почему не поняли всей сути творческого произведения, тем самым, привлекая трафик на публикацию. А ваши единомышленники (если это мнение, конечно, действительно ваше) почувствуют эмоциональное облегчение от факта обнародования мнения, которое они сами высказать боятся, и присоединятся к вашему проекту или продукту. Поэтому найдите то, что вам не нравится, и обязательно поделитесь этим с остальными.
Помимо непопулярного мнения в стандартной форме, в формате hot take отлично срабатывают любые персональные предпочтения, касающиеся вашей ежедневной рутины — позы для сна, распорядок дня, кулинарные рецепты. Вы удивитесь, насколько сильно людей раздражает, если в их понимании кто-то незнакомый живет неправильно или неправильно питается. Так, например, успешно запускались новые бренды утяжеленных одеял или холодильников для уходовой косметики. А гастрономические предпочтения всегда работают на личный бренд — так, певица Дуа Липа, недавно популяризовавшая напиток из низкокалорийной колы со льдом, рассолом и соком халапеньо, негласно стала главным индикатором хорошего места для ужина. Пользователь spottedaround в ТикТоке говорит: «Мы пришли в ресторан Gresca в Барселоне и там была Дуа Липа. Это лучше рекомендации от любого ресторанного критика».
Подводные камни
Агрессивный маркетинг привлекателен возможностью быстрых результатов, но не стоит забывать о подводных камнях данной стратегии. Среди них:
- Потеря лояльности к бренду. Клиенты ценят доверие и прозрачность, поэтому если они чувствуют, что на них давят тактикой продаж с высоким давлением, их отношение к бренду может резко измениться
- Негативное восприятие бренда/товара/услуги потенциальными клиентами.
- Ответная реакция и проблемы в связях с общественностью. Агрессивные маркетинговые кампании могут быстро стать вирусными не из-за тех причин, которые вы задумывали. Это может привести к социальному порицанию, усложнив восстановление репутации бренда
- Отток клиентов.
- Упущенные возможности для качественного взаимодействия с целевой аудиторией.
- Утомление аудитории или перенасыщенность вашим продуктом. Техники агрессивного маркетинга увеличивают вероятность выгорания потребителей, что может привести к тому, что пользователи установят блокировки на вашу рекламу или отпишутся от ваших социальных каналов
- Правовые и этические риски. В некоторых случаях агрессивный маркетинг может пересекать правовые или этические границы, особенно с такими практиками, как обманная реклама, ложные заявления или нарушение конфиденциальности данных. Мы не советуем переходить эту черту.
- Ложная видимость положительных результатов (например, прирост аудитории, который будет держаться только во время акции).
Для чего тогда учиться агрессивному маркетингу?
У такой формы подачи, безусловно, есть свои плюсы, которые не нанесут ущерба вашей репутации при уместном применении. Среди возможных положительных исходов повышенная видимость бренда на переполненном рынке и впоследствии повышенная узнаваемость бренда, быстрый рост продаж, увеличение доли рынка, вовлеченность потребителей, повышенная лояльность к бренду, конкурентное преимущество и привлечение потенциальных инвесторов и партнеров.
Вот несколько примеров ситуаций, в которых агрессивный маркетинг уместен:
- Запуск новых продуктов, незнакомых рынку.
- Выход на конкурентные рынки.
- Сезонные акции или освобождение избыточного стока.
- Реагирование на конкурентов.
- Ограниченное по времени сотрудничество или партнерство.
- Управление кризисами. В ситуациях, когда на карту поставлена репутация бренда, агрессивный маркетинг может использоваться для быстрого восстановления доверия и лояльности.
При любом сценарии не забывайте балансировать срочность и давление на аудиторию с подлинной ценностью товара или услуги, чтобы агрессивный маркетинг не превратился в тестирование спорного контента онлайн. Если идея промо не подкреплена креативными решениями или четкой стратегией, то вполне возможно, что лучше обойтись привычными для вас методами маркетинга.
И да: еще больше информативных апдейтов для маркетологов и руководителей — на нашем телеграм-канале Awake Journal ⚡️
на журнал