
Стоит ли российскому бизнесу продвигаться в YouTube в 2023 году: риски и планы Б
Начиная с 2022 года и по сей день, российские политики и общественные деятели постоянно заявляют о том, что YouTube могут заблокировать, но пока видеохостинг жив и работает на территории РФ даже без VPN.
Как будут развиваться события дальше, предсказать невозможно — слишком много полярных мнений даже на уровне высокопоставленных лиц.
В этом материале я не буду делать прогнозы, заблокируют YouTube или нет. Вместо этого предлагаю разобрать возможные сценарии и решить, что делать в каждом конкретном случае. Это полезнее для бизнеса, чем гадание на кофейной гуще.
Сценарий № 1. YouTube продолжает работать
Сейчас мы находимся в этой точке:
- Ютуб в России работает.
- Чтобы пользоваться видеохостингом, не нужен VPN.
- Оттока русскоязычной аудитории нет.
- Невозможно пользоваться YouTube Premium.
- Невозможно пользоватьсяGoogleAds, т. е. рекламировать свои видео российским пользователям.
- Продвигаться можно только органически — с помощью качественного контента, который пользователи будут находить в поиске или благодаря рекомендациям алгоритмов.
- И самое важное: на момент написания статьи в России не существует аналогов этого видеохостинга. У YouTube — самый удобный поиск, продвинутая рекомендательная система и схема монетизации. Да, у нас есть ВКонтакте, который готовится стать полноценной альтернативой, но по словам команды, на это потребуется не меньше одного-двух лет. Есть и другие площадки — RuTube, Дзен, ВК — но все они сильно не дотягивают до уровня Ютуба.
Что делать?
Если вы думаете, заходить сейчас на Ютуб или нет, я бы все хорошенько взвесила. Если вы понимаете, что у вас есть время и деньги для создания качественного видеоконтента, и знаете, как посчитать окупаемость вложенных средств, можно попробовать. Но есть пара нюансов.
1. Ваши видео не должны нарушать правила площадки
Перед тем, как заводить канал и заливать первые видео, внимательно с ними ознакомьтесь.
22 февраля 2023 года Ютуб заблокировал канал Артемия Лебедева с 1 миллионом подписчиков за видео, которое «нарушает условия использования YouTube». Точная причина не указывается, но есть основания полагать, что решающую роль сыграли пропагандистские мотивы, а также противотанковая ракета, украшающая стол ведущего.
Практически сразу после блокировки первого канала, он завел второй, за два дня набрал 100 000 подписчиков и… получил новую блокировку. Теперь он планирует использовать ВК как основной канал для «Самых Честных Новостей».
Однако, здесь нужно снова сделать уточнение — если вы не будете нарушать правила площадки, тихо и мирно продвигая свой бизнес, не касаясь политики, ваш канал не должны заблокировать. Ну, а если заблокируют, вы всегда сможете скачать все видео, залитые на хостинг. Это прописано на официальном сайте Google.
2. Ролики необходимо дублировать везде, где это возможно
Я бы посоветовала заливать их на все известные площадки, где есть видеоконтент. Наказаний за этим не последует, но так вы сможете перестраховаться на случай, если YouTube все-таки закроют — ведь у вас уже будет аудитория на других платформах.
К тому же, в моей практике неоднократно бывали случаи, когда на Ютубе горизонтальное видео не «заходило», а в Дзене набирало большие просмотры. И то же самое с вертикальными роликами. Шортс не пошел, зато рилс «выстрелил» и принес новых подписчиков.
Дублировать можно так:
1. Горизонтальные видео -> YouTube -> Дзен -> ВК -> Одноклассники -> RuTube -> Telegram
2. Вертикальные видео -> YouTube Shorts -> Дзен -> ВК Клипы -> Одноклассники -> Instagram* Reels -> Pinterest -> Likee -> TikTok -> Telegram
Конечно, какие-то площадки из списка можно убрать. Например, если вы продаете элитную недвижимость, нет смысла продвигаться в Одноклассниках, а если вы не вкладываетесь в развитие Телеграма, зачем постить видео, если там нет аудитории? Не забывайте, Телеграм — это мессенджер, и здесь нет рекомендательной системы, в отличии, например, от того же Дзена. Кроме того, не все тематики подходят для Pinterest и Likee.
Пару слов про TikTok
В данный момент пользователи, находящиеся на территории России, не могут загружать в ТикТок свои видео. Однако, если среди ваших потенциальных клиентов есть люди, проживающие за рубежом или, к примеру, вы оказываете услуги онлайн и вам неважна локальная привязанность к конкретному месту, эта соцсеть может для вас стать очень эффективной площадкой.
Чтобы обойти ограничение на постинг, понадобится зарубежная симка, VPN и некоторые манипуляции с телефоном. Еще один выход — найти человека, проживающего вне РФ, который за небольшую плату будет постить ваши видео. Но здесь есть риски потерять аккаунт, потому что в ТикТоке нет прав доступа, и вам придется дать этому человеку логин и пароль. Единственное, что вас может обезопасить — двухфакторная аутентификация и постоянное отслеживание всего, что происходит в аккаунте. Так что, если пойдете по этому пути, действуйте осознанно и осторожно.
Сценарий № 2. YouTube блокируют, но возможность смотреть видео с VPN остается
Если такой сценарий случится, то ситуация может быть похожа на ситуацию с Инстаграмом*. Да, скорее всего, будет небольшой отток аудитории, но большая часть продолжит пользоваться сервисом через VPN, потому что, как я уже сказала, пока что достойных аналогов этому видеохостингу нет. Так же, как и нет аналогов Инстаграму*. Плюс, не забывайте об огромном количестве русскоязычной аудитории (не менее 100 млн), проживающей за рубежом. Им даже VPN не потребуется, чтобы находить и смотреть ваши ролики. Если это ваши потенциальные клиенты, то продвигаться на Ютубе очень разумно.
Что делать?
Продолжайте публиковать видео и отслеживать статистику. Переливайте аудиторию в отечественные соцсети. Не держите яйца в одной корзине.
Сценарий № 3. YouTube блокируют, а потом блокировку снимают
Вспоминаем, что было с Телеграмом, когда его заблокировал Роскомнадзор. Часть аудитории перестала пользоваться мессенджером. Остальные продолжили через VPN, потому что это самый удобный мессенджер из всех существующих на рынке. Спустя какое-то время блокировку сняли, и народ хлынул обратно. Сейчас это мессенджер № 1 в России, и все больше и больше пользователей отдают ему предпочтение взамен Инстаграму*, Фейсбуку* и даже ВКонтакте.
Что делать?
Вести YouTube и одновременно вкладываться в развитие Телеграма, потому что это российский сервис с потрясающими возможностями, великолепной командой разработчиков во главе с Павлом Дуровым и отличной отдачей в плане продаж. И если этот мессенджер уже один раз пережил блокировку, то спокойно переживет еще раз. Хотя я слабо верю, что это снова может повториться.
Сценарий № 4. YouTube блокируют навсегда
Представим ситуацию: Ютуб блокируют в России навсегда. Причем, правительство внедряет такие технологии, которые не позволят смотреть видео даже с VPN.
Что делать?
Подготовиться к этой ситуации заранее. Дублировать видео на другие площадки. Хранить исходники на жестких дисках. Отслеживать новости. Если вдруг исходники не удалось сохранить, воспользуйтесь специальным сервисом, который позволяет скачать ролик из Ютуба в максимальном качестве.
Забавно, но у самого видеохостинга такой возможности нет. Если вы загрузили видео в качестве 4К, то скачать напрямую сможете только в HD (720 px). А сервис, упомянутый выше, позволяет скачивать даже в 4К. Понятное дело, это не настоящие 4К, но визуально не отличить. Если проводить аналогию, то это как с сжатием картинок. Загружаете изображение, которое весит 1 мегабайт, а скачиваете 100 килобайт. При этом разница не заметна.
Выводы
Несмотря на неопределенность, которая сейчас происходит в мире, я рекомендую заходить на YouTube и использовать его как способ продвижения вашего бизнеса. Но здесь есть несколько важных нюансов:
- Чтобы получить хороший результат, вы должны уметь создавать качественный экспертный контент. Эта площадка идеально подходит для реализации контент-маркетинга. Когда смотришь десятиминутное видео от эксперта, начинаешь испытывать к нему симпатию гораздо быстрей, чем если бы вы прочитали его статью. А сколько потребуется сторис, чтобы добиться такого же эффекта? Только вдумайтесь!
- Вы должны понимать, как работают алгоритмы Ютуба и что нужно сделать, чтобы видео получило много просмотров. Либо нанять людей, которые в этом разбираются.
- Будьте готовы, что первые результаты могут появиться нескоро. Есть каналы, которые «выстреливают» через две недели, а есть такие, которые начинают набирать просмотры через полгода.
- Чтобы получать из Ютуба горячих лидов, не нужно иметь миллионы просмотров и сотни тысяч подписчиков. При грамотном подходе вы сможете привлекать клиентов на большие чеки даже при тысяче подписчиков и нескольких тысячах просмотров на видео.
Полезные ссылки
Ну и напоследок. Чтобы лучше понять, как работает YouTube и как в нем эффективно продвигаться, оставлю несколько полезных ссылок:
- Книга Николая Велижанина «YouTube для вашего бизнеса. Пошаговый план создания и развития YouTube-канала»
- YouTube-канал Виталий Голованов — «Хочу Миллион Просмотров»
- YouTube-канал Prodvigate. Все о продвижении на YouTube
- YouTube-канал Мовави Влог
- Книга Рената Янбекова «TikTok без танцев. Снимай, продавай, зарабатывай» — книга посвящена ТикТоку, но в ней довольно много информации о том, как создавать вертикальные видео в принципе.
YouTube Shorts сейчас на пике популярности, и одно видео может принести миллион просмотров.
Сможете «оседлать» этот тренд, раскрутите свой бизнес и быстро окупите вложения. Так что, обратите на шортсы особое внимание и не откладывайте продвижение в Ютубе. Чем раньше начнете, тем быстрей получите результаты. Главное, не забывайте про дублирование контента на отечественные площадки.
на журнал
на журнал по Email