Если над вами навис микроменеджер — это не ваша вина, но проблема-то ваша
Нет ничего более демотивирующего, чем начальник-микроменеджер. Он снижает производительность и моральный дух сотрудников. Представьте, что каждый ваш шаг под прицелом у босса. Отчеты — по три раза на проверку, план действий — с точностью до минуты, а за каждую задачу нужно отчитаться, словно ребенку.
Если вы читаете этот материал, значит небольшой шанс выбраться из-под пристального взгляда менеджера-Саурона все-таки есть! Но для этого нужно разобраться…
Что такое микроменеджмент
Если говорить о микроменеджменте простыми словами — это стиль управления, при котором руководитель постоянно и чрезмерно контролирует работу своих подчиненных.
Вместо того, чтобы ставить перед сотрудниками задачи и делегировать полномочия, микроменеджер:
- внимательно следит за каждым шагом;
- указывает, как выполнять те или иные действия;
- контролирует каждый шаг;
- ограничивает самостоятельность сотрудников.
По сути, микроменеджер не доверяет своим подчиненным и считает, что они не могут справиться с работой без его постоянного надзора.
Читайте также: «Как делегировать задачи подчиненным, чтобы не заниматься ерундой»
Признаки микроменеджмента
Если вы регулярно замечаете, что руководитель контролирует вас даже в мелочах, возможно, он — микроменеджер. Рассмотрим наиболее распространенные признаки.
В офисе
Микроменеджеры часто не осознают, что их поведение негативно влияет на коллег. Они искренне верят, что действуют из лучших побуждений, стараясь улучшить работу команды.
На самом деле это контрпродуктивно — это может подрывать доверие сотрудников, снижать их энтузиазм, креативность и в принципе желание работать.
Ваш руководитель — микроменеджер, если:
- Постоянно задает вопросы о ходе работы, контролирует процесс выполнения задачи, перепроверяет уже готовые и одобренные руководством отчеты.
- Критикует результат работы и вносит ненужные изменения на основе личных предпочтений.
- Сокращает время перерывов сотрудников.
- Устанавливает строгие ограничения по времени для каждой задачи и ведет себя агрессивно, если они не соблюдаются.
- Требует, чтобы сотрудники работали сверхурочно без компенсации для завершения незначительной детали проекта под его личным контролем.
- Запрещает неформальное общение в офисе, разделяет рабочие места и изолирует сотрудников.
- Отклоняет креативные решения проблемы без объяснения причин.
- Обесценивает индивидуальный вклад в проект или присваивает себе заслуги сотрудников.
На удаленной работе
Удаленка может показаться выходом для сотрудников, которых в офисе бесконечно контролирует руководитель. Но он может их достать и там.
Ваш руководитель — микроменеджер, если:
- Отвлекает от работы частыми сообщениями в мессенджерах.
- Заставляет включать себя в копию цепочек писем, которые не имеют прямого отношения к работе.
- Создает пошаговые инструкции для элементарных задач и не оставляет возможности для инициативы.
- Требует отчеты о ходе выполнения задачи через инструменты управления проектами или личные сообщения.
- Отслеживает посещаемые сайты с помощью программ-трекеров клавиатуры и мыши.
- Требует скриншоты в качестве доказательства, что задача выполняется «правильным» образом.
- Принуждает сотрудников к внезапным видеозвонкам для проверки несколько раз в день.
- Не одобряет виртуальное общение с коллегами, считает это пустой тратой времени.
Чем опасен микроменеджмент
Микроменеджер в коллективе — это серьезная проблема, которая может привести к негативным последствиям для сотрудников и для компании в целом.
Влияние на сотрудников:
- Демотивация и снижение энтузиазма. Бесконечный контроль подавляет инициативу, демотивирует и убивает интерес к работе. У сотрудников пропадает чувство самостоятельности.
- Повышение уровня стресса. Микроменеджеры часто создают атмосферу страха и неуверенности в коллективе. Падает концентрация внимания и растет число ошибок.
- Снижение продуктивности. Вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задач, сотрудники тратят время на согласование каждого шага с руководителем. Это замедляет работу и снижает общую эффективность.
- Ограничение креативности и инициативности. Микроменеджмент подавляет творческий потенциал, сотрудники боятся предлагать новые идеи. Они знают, что их инициативы не одобрят и раскритикуют.
Влияние на компанию:
- Сложности в командной работе. Микроменеджмент мешает создать атмосферу доверия и взаимопомощи в команде, коллеги не сотрудничают друг с другом, а конкурируют за внимание руководителя.
- Текучка кадров. Талантливые и ценные сотрудники не будут долго терпеть тотальный контроль и отсутствие свободы действий. Это приведет к потере ценных кадров и затратам на поиск и обучение новых.
- Повышение затрат. Микроменеджмент приводит к увеличению расходов на контроль и наблюдение, а также к потере потенциальной прибыли из-за снижения продуктивности.
Читайте также: «Да почему они не хотят работать?!»
Когда полезен микроменеджмент
Микроконтроль вредит коллективной работе. Но бывают случаи, когда временный микроменеджмент может быть полезен. Например, если вы недавно наняли сотрудников — им нужна помощь, чтобы освоиться на новом месте и понять, как выполнять свои обязанности.
Еще одна причина — если от микроменеджмента зависит успех всего проекта. Например, сотрудник не справляется со своими задачами. Руководитель может вмешаться, чтобы сотрудник вывел работу на нужный уровень под его контролем и с четкими указаниями.
Но здесь надо быть осторожным, не переусердствовать с контролем, чтобы микроменеджмент не стал причиной срывов сроков и неудач.
Если это произошло — стоит изучить причины, которые привели к проблемам в работе сотрудника, и постараться больше их не допускать.
Важно помнить, что даже когда микроменеджмент полезен, он должен быть ограничен во времени и направлен на развитие самостоятельности сотрудника.
руководитель отдела продаж
Микроменеджмент — не всегда плохо. Он необходим во время кризиса, высокого риска или если цена ошибки обойдется в несколько миллионов рублей.
Проблема в том, что когда риск миновал — нужно отпустить ситуацию и переключиться на другие задачи, а руководитель не может расслабиться. У него есть экспертиза, благодаря которой он может принять решение за пару минут там, где его подчиненные будут согласовывать пару дней.
Кажется, что это удобно и выгодно, но это нарушает структуру работы отдела и отнимает время у руководителя. Чтобы освободить время для более важных задач, нужно научиться доверять сотрудникам и точно знать, кому и что можно доверить.
Почему люди занимаются микроменеджментом
Желание контролировать подчиненных может иметь корни как в личной жизни, так и в профессиональной неуверенности.
Вот несколько причин почему люди занимаются микроменеджментом:
- Неуверенность. Руководитель, который сомневается в своих способностях или боится, что его не уважают, часто компенсирует это чрезмерным контролем.
- Перфекционизм. Некоторые руководители хотят, чтобы все было сделано идеально, и не верят, что кто-то другой может выполнить работу так же хорошо, как они.
- Недостаток доверия. Микроменеджеры не уверены, что их сотрудники могут выполнить работу самостоятельно и качественно, поэтому стараются все контролировать.
- Давление со стороны начальства. Иногда высшее руководство требует от менеджеров быстрых результатов. Это заставляет их контролировать подчиненных, чтобы оправдать ожидания руководства.
- Потеря контроля над проектами. Когда менеджер чувствует, что теряет контроль над проектами, он может следить за каждым шагом сотрудников, чтобы убедиться, что все идет по плану.
- Неквалифицированные сотрудники в команде. Если команда недостаточно компетентна, менеджеры стараются взять всё под свой контроль, чтобы минимизировать ошибки.
- Плохая самооценка. Она может заставить менеджера сомневаться в своих решениях и способностях. Чтобы компенсировать это, он контролирует работу других, надеясь повысить свою значимость.
- Неопытность в управлении. Новички на руководящей должности могут чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия опыта. Не зная, как правильно распределять задачи и доверять команде, они выбирают микроменеджмент, чтобы избежать ошибок и доказать свою компетентность.
Как уйти от микроменеджмента
Теперь мы разобрались, что такое микроменеджмент. Ниже главное — разбираемся, как от него избавляться, если вы руководитель или подчиненный.
Если вы — руководитель
Если вы постоянно фокусируетесь на процессе выполнения задач вашими подчиненными, а не на результате, пересмотрите подход к управлению. Научитесь доверять им, делегировать задачи и контролировать сроки выполнения. Если ваши сотрудники качественно и вовремя справляются с работой — нет необходимости контролировать их. Вот несколько советов, как изменить тип управления:
- Доверяйте. Дайте подчиненным возможность показать, что они компетентны и могут выполнять свою работу хорошо.
- Ставьте четкие цели и задачи. Объясняйте, чего вы ожидаете от своих сотрудников, но не диктуйте им, как именно они должны достигать результатов.
- Предоставьте свободу действий. Позвольте им самостоятельно решать, как лучше всего выполнять свою работу.
- Общайтесь регулярно, но не назойливо. Интересуйтесь как продвигается работа, и предлагайте помощь, если она потребуется.
- Сосредоточьтесь на результатах, а не на процессе. Оценивайте работу по результату, а не по тому, как они его достигают.
- Признавайте свои ошибки. Если вы перегнули палку с контролем, извинитесь перед своими сотрудниками и пообещайте измениться.
Если вы — подчиненный
Если вы подчиненный и страдаете от микроменеджмента, вот несколько советов, как его избежать:
- Поговорите со своим руководителем. Опишите, как микроменеджмент влияет на вашу работу и мотивацию.
- Предложите решения. Сформулируйте конкретные предложения по улучшению ситуации.
- Продемонстрируйте компетентность. Покажите своему руководителю, что вы можете работать эффективно и самостоятельно.
- Просите обратную связь, а не разрешение. Если нужна помощь руководителя, формулируйте запрос так, чтобы это была именно обратная связь или комментарий, но никак не разрешение.
- Установите границы. Определите, какой уровень контроля вам комфортен, и сообщите об этом своему руководителю.
- При необходимости обратитесь за помощью. Если не получается решить проблему самостоятельно, обратитесь к вышестоящему руководству.
Главные мысли
- Микроменеджмент — стиль управления, который снижает продуктивность команды. А еще это серьезная проблема для сотрудников и компании в целом.
- Постоянный контроль раздражает сотрудников и заставляет их чувствовать себя некомпетентными, отбивает все желание добиваться результатов и предлагать инициативы.
- Часто люди становятся микроменеджерами, потому что чувствуют себя неуверенно из-за отсутствия опыта управления.
- Умеренный контроль рабочих процессов — признак хорошего руководителя.
- Микроменеджмент полезен, когда не занимает много времени и направлен на развитие самостоятельности сотрудников.
- Делегирование задач освобождает время руководителя и позволяет ему заниматься более приоритетными задачами.
- И да. Чтобы уйти от микроменеджмента — научитесь доверять сотрудникам и подпишитесь на наш телеграм-канал Awake Journal. Так вы не пропустите выход наших новых статей про управление и станете самым любимым руководителем своей команды 😇
на журнал