OKR (Objectives and Key Results) — это методология управления целями, который помогает организациям и командам устанавливать амбициозные цели, а также отслеживать и достигать их. Она популярна в стартапах и крупных компаниях, таких как Google, поскольку она способствует прозрачности, фокусировке на приоритетах и эффективному выполнению задач.
Одним компаниям OKR помогает двигаться к новым высотам, другим — проводить изменения, а третьим — выходить из кризиса.
Но, как и любой мощный инструмент, OKR не панацея и требует грамотного подхода и понимания, где и когда его применение даст максимальный эффект. Давайте разберемся, как как ставить цели по новой методологии.
В каких целях помогает OKR
OKR — не просто инструмент для постановки целей. Методология задает тон корпоративной культуре, где сотрудники вместе формулируют приоритеты, выбирают методы оценки своих результатов и синхронизируются на каждом значимом этапе.
OKR получил распространение в конце XX — начале XXI века, когда руководство тогда еще небольшого стартапа Google и достаточно молодой компании Intel, решили использовать данную методологию для фокусирования на целях и управления прогрессом.
Выделю следующий тип проблем в компании, при которых OKR может быть эффективен:
- Расфокус в целях. OKR может помочь компании в ответе на вопросы: «Какие ключевые изменения помогут достичь лучшего результата? На чем сфокусироваться в ближайший период времени?». Часто бизнес-цели формулируются размыто, поэтому нужно сужать их до очень конкретных образов идеального результата. Этого прообраза помогает достичь методика OKR, а главное, не отклониться от курса, когда цели уже поставлены.
- Рассинхрон в командах. OKR помогает отделам компании вместе начать работать над одной целью. Путь к достижению результатов будет долгим, если разные команды занимаются одним и тем же или вообще не понимают, чем занимается соседний отдел. OKR создает прозрачную систему, где каждый отдел и сотрудник имеет представление, как их работа связана с общей стратегией.
- Отсутствие гибкости менеджмента. OKR — это краткосрочное целеполагание, где легко фокусироваться на определенном этапе, затем пересматривать итоги и снова выбирать фокус. Важно понимать, что целеполагание на годы уже не работает, а быстрая адаптация и внедрение инструментов быстрой адаптации становятся ключевыми задачами менеджмента.
Какие задачи решают компании с помощью OKR: показываем на примере трех кейсов
Как OKR помог Intel достигать целей быстрее конкурентов
В 1970-х годах Intel стремилась закрепить свои позиции на быстрорастущем рынке микропроцессоров. Компания столкнулась с усиливающейся конкуренцией со стороны Motorola и сложностями в координации между подразделениями.
Компании было важно максимально точно формулировать цели и мобилизовать силы для работы в конкурентной среде. Сроки для смены приоритетов были крайне низкие — всего 4 недели. Именно за это время была выработана основная цель и подобраны ключевые результаты для ее измерения.
Первый OKR компании звучал следующим образом:
- «Мы хотим доминировать на рынке компонентов для микрокомпьютеров средней ценовой категории».
Одним из ключевых результатов на квартал стало следующее действий:
- «Заключить десять новых соглашений с клиентами по микропроцессору 8085».
Об OKR рассказали всем офисами продаж Intel в мире. Маркетинг переформулировал ценностное предложение и для выполнения цели переориентировался с продаж программистам на генеральных директоров.
OKR в четкой и сжатой форме как стратегию передали каждому сотруднику компании. А для менеджмента было важно, что ключевой результат измерим, и в конце заданного периода будет только один ответ — да или нет, чтобы понять, насколько успешно удается обойти конкурентов. Следующими кейсами поделился приглашенный эксперт — Андрей Сидоренко, эксперт и практик по Канбан Методу, а также тренер и консультант по OKR.
Как OKR помог компании из Екатеринбурга перейти в онлайн в пандемию
Клиент из Екатеринбурга занимался продажей одежды по всей России. В 2021 году бизнес оказался в кризисной ситуации: розничные продажи резко упали из-за последствий пандемии, а онлайн-канал практически не приносил выручки. Собственник узнал про методологию OKR и решил попробовать её внедрить.
На стратегической сессии было решено существенно увеличить онлайн-продажи. Для этого поставили одну из ключевых целей:
- Вывести продукцию компании в топовые позиции на маркетплейсе Wildberries.
OKR сделал процесс достижения цели максимально прозрачным: все от топ-менеджеров до сотрудников магазинов были сфокусированы на ключевой задаче. Четко распределили зоны ответственности и определили ключевые результаты, такие как:
- количество карточек товара в ТОП выдачи
- место в рейтинге продавцов
- количество продаж и возвратов.
Результат не заставил себя ждать. За полгода почти с 800-го места добралась до топ-100 продавцом на Wildberries. Это обеспечило значительный рост видимости товаров и, как следствие, увеличение продаж. В итоге бизнес не только вышел из кризиса, но и заработал благодаря новому каналу значительную долю выручки.
Читайте также: Как продавать на маркетплейсах: полное руководство.
Как OKR помог решить проблему с очередями в рекрутменте
В одной из крупных компаний отдел рекрутмента столкнулся с серьезной проблемой — начали копиться очереди на найм. Это замедляло процесс работы с кандидатами и влияло на бизнес-подразделения, которым требовалось оперативное закрытие вакансий. Хотя OKR применялся в компании на уровне бизнес-команд, подразделение HR до этого времени не использовало этот подход.
Решение внедрить OKR в рекрутменте стало поворотным моментом. Вместо попыток «работать быстрее» или механически увеличивать объемы работы, команда сфокусировалась на устранении корневой проблемы. Главная цель была сформулирована так:
- Сократить очереди на найм за счет автоматизации процессов.
Ключевые результаты уточнили, как будет измеряться прогресс:
- внедрен механизм сквозного подбора резюме;
- сокращено время поиска вакансии;
- снижено количество заявок найма в очереди
- в течение испытательного срока уходит не более определенного количества людей.
В течение квартала команда рекрутмента сосредоточилась на автоматизации. Результат оказался успешным: автоматизация позволила сократить очереди, освободить ресурсы команды и повысить скорость закрытия вакансий. Этот кейс показал, что OKR эффективен даже в задачах, которые на первый взгляд не напрямую связаны с целями компании
Что ж, мы разобрали, для каких целей применяют методологию. Также мы увидели на реальных примерах, каких результатов можно добиться за счет ее грамотного внедрения. Теперь изучим саму методологию, разобрав, из чего она состоит.
Компоненты OKR
Objective — четко сформулированная цель, которая задает направление и вдохновляет команду. Хорошая цель должна быть амбициозной и конкретной.
Key Results — измеримые результаты, которые конкретизируют успех основной цели.
Они позволяют оценить качество достижения цели и динамику результата. Ключевые результаты должны быть краткими, конкретными и измеримыми. Выполнение всех ключевых результатов должно привести к цели.
Давайте посмотрим на примеры, как могут быть сформулированы OKR. Компания MyFitnessPal, известная своим популярным приложением для подсчёта калорий, внедряла методологию OKR для достижения амбициозных целей. Их амбициозная цель (Objective) звучала следующим образом:
- Помочь максимальному количеству людей во всём мире».
Для измерения прогресса и достижения этой глобальной миссии были определены ключевые результаты (Key Results):
- Привлечь 27 миллионов новых пользователей в 2017 году
- Довести общее количество зарегистрированных пользователей до 80 миллионов
Такой фокус позволил компании сконцентрироваться на усилении своей роли в жизни людей, желающим начать заботиться о здоровье.
Или другой пример из книги Пола Нивена — «Цели и ключевые результаты». Он хорошо показывает, как важно формулировать цель и связывать ее с ключевыми результатами. Цель звучит так:
- «Создание интересного сайта, который привлечёт внимание людей к OKR».
Однако для успеха важно уточнить, что именно подразумевается под словами «интересный» и «привлекает», поскольку эти термины не имеют чёткого цифрового эквивалента. Их необходимо адаптировать под уникальный бизнес-контекст. Для этой цели были определены следующие ключевые результаты:
- 20% посетителей возвращаются на сайт в течение недели
- 10% посетителей интересуются нашими учебными программами и консультационными услугами
Такой подход позволяет сделать цель измеримой и связать её с конкретными показателями эффективности.
Фреймворк
Внедрение OKR подразумевает изменения не только в подходе к постановке целей, но и на организационных уровнях.
Для начала — что такое фреймворк: это набор инструментов, которые позволяют работать в системе. Например, фреймворк у Agile — Scrum, по правилам которого можно работать над продуктом в рамках гибкого подхода. Зачем изобретать велосипед, если можно использовать готовые инструменты.
OKR-фреймворк — это тоже набор инструментов. Все они обеспечивают структуру, которая помогает организовать процесс постановки, выполнения и оценки целей. Они задают общий подход, правила и последовательность действий, делая OKR прозрачными, понятными и легко применимым для всех участников.
Ключевую роль в OKR-фрейморках играют лидеры, которые открыто говорят о фокусных целях в течение всего периода реализации и предлагают командам взять командные или даже индивидуальные OKR. В свою очередь командам важно внедрять новые практики и ритуалы, а именно, проводить регулярные встречи для формирования гипотез и обсуждения прогресса. «Сверять часы» команды могут еженедельно, ежемесячно и поквартально.
Таким образом, к инструментам OKR относят: постановку целей лидерами, донесение целей до команды, возможность взять микро-OKR в рамках крупного OKR, регулярные встречи по отслеживанию результатов. Так называемые OKR-сессии.
Теперь давайте разберем, как применять методологию в своей работе.
Читайте также: Как может выстраиваться иерархическая структура работ?
OKR компании и OKR команды: как правильно ставить цели на макро- и микроуровне
OKR отталкивается от миссии и основной ценности компании, а не разрабатывается в вакууме. OKR должен способствовать долгосрочным планам компании. Или иначе — транслировать видение, стратегию.
Как правило, в больших компаниях старшие управляющие формулируют основные цели для глав своих отделов, которые затем передают их следующему звену менеджеров, и так далее. Такой подход позволяет информировать линейных сотрудников и обеспечит максимальный вклад каждого сотрудника в общую цель компании. Ну, а даже если в буквальном смысле каждый сотрудник не может повлиять на бизнес-цели, то такой подход хотя бы обеспечит единство в компании — он четко демонстрирует, что все находятся на одной волне.
В своей презентации для Google, например, использовал вымышленную футбольную команду, чтобы показать, насколько эффективно работает система OKR, если использовать ее постановку «сверху».
По такой же логике OKR можно ставить в рамках одной команды. Важно начать с миссии и/или ценностей.
Чек-лист по постановке целей через OKR
Эксперт Андрей Сидоренко отмечает, что постановка целей требует детальной проработки, чтобы оказаться эффективной. Если вы проанализировали ценности компании, хорошо понимаете основной вектор для движения и написали OKR, рекомендуем проверить его по чек-листу.
Невозможно однозначно определить, сколько критериев из чек-листа нужно выполнить, чтобы считать OKR «хорошими» или «плохими». Рекомендуется избегать бинарных оценок и помнить, что ключевое — это не просто соответствие формату, а реальная суть целей.
Подписывайтесь на телеграм-канал Awake Journal, чтобы не пропускать новые посты и анонсы экспертных материалов про маркетинг, управление проектами и продуктами, разработку, а также дизайн 💪
на журнал