Круг Иттена: что это и как с ним подбирать удачные сочетания цветов фото

Круг Иттена: что это и как с ним подбирать удачные сочетания цветов

Содержание:
    author
    Виктория
    Смирнова

    Автор статьи

    Йоханнес Иттен — швейцарский художник, преподаватель Баухауса, основоположник колористики. С особым усердием он всю свою жизнь исследовал сочетания цветов и пытался разгадать, как меняется восприятие человека в зависимости от цветовых решений. Иттен много преподавал. Он не просто учил своих студентов художественному мастерству, но и давал им огромное количество задач, направленных на создание гармоничных цветовых созвучий. Сам мастер был в постоянном поиске идеальных сочетаний. Многие назвали бы его сейчас перфекционистом. 

    Одним из результатов работы художника стал так называемый цветовой круг Иттена. Это инструмент, который используют до сих пор. С кругом можно органично сочетать цвета, за счет чего ваши визуалы будут лучше смотреться.

    Йоханнес Иттен, теоретик и педагог искусства

    Подбором цветов онлайн по кругу Иттена можно заняться на сайте adobe.color— для демонстрации примеров я как раз работала с этим сайтом. Можно настраивать большое количество цветов, менять его насыщенность. 

    Colour.Scheme — еще один инструмент, с которым легко создавать созвучия. Он также показывает цвета сразу по триаде, тетраде, аналогии и контрасту.

    Почему в работе с визуалом так важно думать о цвете? Цвет в дизайне — это не просто эстетическая составляющая, но и способ решить практические задачи. Например, с помощью цвета можно подчеркнуть важные детали, создать ощущение, что предмет располагается дальше от зрителя или кажется больше по размеру, чем есть на самом деле.

    В статье мы расскажем, как использовать цветовой круг и для чего лучше всего использовать те комбинации, которые у вас могут получиться.

    Какие бывают цветовые комбинации

    Цветовой круг Иттена состоит из трех слоев: первичного, вторичного и третичного.

    Первичный слой включает три цвета: красный, синий и желтый — это базовые цвета, которые нельзя получить смешиванием других, но из них можно получить любой другой цвет.

    Вторичный слой состоит из цветов, полученных смешением двух первичных: например, красного и желтого. Вторичные цвета — это оранжевый, зеленый и фиолетовый. Так, зеленый получают смешением синего и желтого, оранжевый — красного и желтого, а фиолетовый — красного и синего.

    Третичный слой образован смешением основного и вторичного цвета. Например, может получиться получается красно-оранжевый или сине-зеленый.

    Такое разделение круга дает представление том, как появляются разнообразные оттенки в результате комбинирования базовых цветов.

    Белого и черного цвета в оригинальном круге Иттена нет. Эти цвета называются ахроматическими и сочетаются с любыми другими, поэтому отображать их не схеме мастера не было смысла.

    Образовать правильные сочетания в курге позволяют фигуры — линии, треугольники и прямоугольники. Цвета, подобранные по геометрическим фигурам, позволяют правильно использовать цветовые противопоставления и добиться наиболее сильного воздействия цвета.

    В оригинальном круге Иттена 16 цветов 
    Источник: https://get-color.ru
    Сегодня в модифицированных кругах цветов гораздо больше

    Что ж, мы разобрали, из чего состоит круг Иттена и как образуются те или иные цветовые оттенки. Теперь давайте посмотрим, как с помощью круга Иттена можно комбинировать цвета, чтобы делать это правильно…

    Как комбинировать цвета с помощью круга

    Существует несколько популярных вариантов.

    Комплементарная комбинация

    Это сочетание противоположных на круге цветов. Просто полоска, проведенная от одного цвета к другому, на противоположную сторону круга. То есть, к цвету, который находится напротив.

    Источник: https://get-color.ru
    Например, вы берете синий цвет и проводите линию до другой стороны круга. Так, на нашем примере получилось сочетание синего и оранжевого цвета

    Все цвета, выбранные в комплементарной комбинации, будут яркими. Контраст по цвету — самый простой из всех сочетаний цветов. Чем «чище» цвет, тем больше контраст. Контраст хорошо работает на динамику и напряжение в дизайне.

    Например, это сочетание отлично подходит для рекламы товаров и услуг, направленных на молодую аудиторию или на детей

    Триада

    Это комбинация трёх цветов на круге через фигуру треугольника. Триады бывают трех видов: гармоничная, контрастная и аналоговая.

    Гармоничная триада

    В этом случае вы выбираете цвет и рисуете от него равнобедренный треугольник.

    Например, на простом круге Иттена я выбрала синий и провела от него треугольник, получив гармоничную триаду: желтый, синий и красный

    Такое трезвучие Иттен называл самым сильным и основным. Сложно представить себе более контрастные друг другу цвета. Именно такие сочетания использовались в направлении «авангард» — в искусстве революции.

    Иттен приводил в пример эталон гармоничной триады: сочетание трех ярких цветов: синего, красного и желтого

    Лучше всего использовать гармоничную триаду тогда, когда вы хотите показать динамику, напряжение, активность. Например, такая триада могла бы стать отличным решением для оформления спортивных мероприятий или лекций о современном искусстве.

    Контрастная триада

    В этом случае вы выбираете два контрастных цвета, и любой дополнительный, который располагается рядом с одним из контрастных.

    Я выбрала желтый и сиреневый цвет, и от сиреневого цвета, выбрала неглубокий синий, получив тем самым два контрастных цвета и один дополнительный

    Контрастная триада помогает решить, в принятии решения: какой цвет добавить третьим. Смотря на треугольник, легко выбрать оттеночную гармоничную деталь для интерьера, одежды или баннера.

    Например, с контрастной триадой легко выбрать, какого цвета купить стол в контрастную комнату

    Используйте контрастную триаду тогда, когда у вас возникают сомнения: какой цвет лучше добавить третьим, чтобы он не сильно выделялся, но и не был похож на уже выбранные два цвета.

    Аналоговая триада

    Тут вы выбираете три цвета рядом. Это единственная триада, котораяне образует фигуры, а просто представляет собой выбранные три цвета подряд в левую или правую сторону от основного.

    Источник: https://get-color.ru
    Например, я выбрала желтый и от него сделала шаг влево и шаг вправо — получила три цвета, а точнее, даже три оттенка цвета, так как делала это на сложном цветовом круге. 

    Аналоговую триаду мы часто встречаем в природе: например, осенью, когда листья, хотя и разные, но на самом деле близкие другу другу по цвету, плавно переходят из одного цвета в другой.

    Это сочетание всегда дает ощущение спокойствия и умиротворения

    Используйте такие композиции, чтобы подчеркнуть минимализм, монохромность, сдержанность или естественность.

    Тетрада

    В целом, тетрада представляет собой связь из четырёх элементов, которые вместе формируют целостную систему. В нашем случае это будет четыре гармоничных цвета.

    Прямоугольное сочетание

    Это вариация тетрады, где четыре цвета формируют прямоугольник на цветовом круге. По сути — это схема, которая предполагает два основные цвета и два дополнительных.

    Источник: https://get-color.ru
    Тетраду лучше смотреть на более сложном цветовом круге, чтобы выбранные по квадрату цвета не создали излишней контрастности

    В прямоугольной схеме два цвета всегда контрастны, а третий и четвертый выступают как дополнительные оттеночные цвета.

    Я предположила, как могла бы выглядеть кухня в классической яркой тетраде

    Тетраду можно использовать там, где вам требуется много цветов и акцентов. Например, чтобы оформить, игровую, детскую комнату. Возможно использовать такие сочетания для некоторых элементов праздничного интерьера. Например, фотобудки или фотозоны.

    Как работать с оттенками цвета с помощью круга

    Мы редко используем «чистый» цвет, то есть без примеси белого, серого, черного или любого другого цвета. Особенно редко используем два чистых цвета в сочетании, потому что они создают слишком сильный контраст и глаза от таких сочетаний просто устают.

    Иттен отмечал, что помимо противопоставления цвета друг другу, возможно противопоставление по насыщенности цвета. То есть цвет остается тот же, но его насыщенность меняется.

    Вот как можно изменить насыщенность цвета.

    Первый способ: добавить белого. Тогда любой цвет станет более холодным. Например, красный цвет — самый теплый. Я делаю шаги навстречу к белому и вижу, что на каждом шаге цвет становится более холодным.

    Источник: https://color.adobe.com/
    Самым холодным будет цвет, где больше всего белого. На круге в результате получается вариант серого цвета. 

    Второй: Смешать с черным. В этом случае цвет теряет чистоту. Иттен говорил, что такие цвета приобретают «коварную ядовитость»

    Источник: https://color.adobe.com/
    По мере добавления черного любой цвет теряется или сам становится черным.

    Третий: смешать с другими цветами. Тогда мы получаем вообще нечто новое. Такие оттенки мы и называем «сложными», но, как правило, они особенно интересны.

    Так я смешала красный и желтый, чтобы получить ярко-оранжевый цвет.

    Давайте посмотрим, какие существуют художественные шедевры, построенные по принципу контраста по насыщенности. Прежде всего, это картины, которые не содержат никаких дополнительных цветов, однако в них работает контраст. Например, контраст от от ярко-красного до темного-красного, который переходит почти в черный.

    Источник: https://artchive.ru/
    Картина Жоржа да ла Тура «Новороженный»

    Контраст по насыщенности дает нам возможность создавать дизайн, не прибегая к новым цветовым решениям. Мы можем работать с одним цветом, создавая дизайн сайта, интерьера или рекламный баннер.

    Аутентичную кофейню легко оформить в одном цветовом решении, подбирая предметы одного цвета разной насыщенности.

    Источник: Unsplash
    В итоге создается ощущение сдержанности и монохромности. 

    Оттенки могут быть не только темными, но и светлыми. Так, например, в презентациях легко использовать градиенты, добавляя каждый раз к цвету все больше и больше белого.

    Источник: презентация компании Cyberstage
    С белым мы легко можем получить целый спектр оттенков одного цвета. 

    Оттенками можно помогать себе добавлять новые элементы дизайна и не прибегать к поиску дополнительных цветов. Это же решение позволяет не уходить от брендбука и не создавать лишних созвучий.

    Как пользоваться кругом Иттена на практике

    Представим, что у нас с вами есть реальные заказчики, и они дают нам задачи для своего проекта. Каждая из задач связана с выбором нового цвета.

    Веб-дизайн

    Задача заказчика: у нас есть два цвета: серый и светло-желтый. Нужно подобрать третий цвет, который будет располагаться на лендинге. Важно, чтобы цвет не был контрастным.

    Источник: продуктовые страницы Т-банка.
    Мы видим, что в данном случае лендинг использует два цвета, которые контрастируют друг с другом по насыщенности. 

    Тут есть оттенок желтого цвета, а также оттенок, в который добавили еще больше белого, и получили холодный серый цвет. Весь лендинг предполагает работу со спокойными ненасыщенными цветами.

    Мы вспоминаем, что есть аналоговая триада, с помощью которой можно легко выбрать дополнительный неконтрастный цвет. Поскольку ни один из цветов на лендинге не является «чистым», мы добавим в него белый.

    Можно взять соседний зеленый и добавить в него столько белого, сколько это было возможно, чтобы по насыщенности он был равен уже существующим двум цветам.

    Источник: https://color.adobe.com/
    Так сочетания выглядели на цветовом круге

    Таким получился результат:

    Новый цвет содержит нужное количество белого, чтобы не выделяться

    Аутфит для съемки

    Задача заказчика: мы снимаем ярко-розовый жакет. Какие варианты сочетания цвета одежды на съемку вы можете предложить?

    Решение первое: предлагаем самую простую комплементарную комбинацию. Берем розовый цвет и от него проводим прямую на другую сторону круга, где располагается зеленый цвет.

    Референсом здесь может быть поле цветов, раскрывшихся на насыщенной зеленой траве.

    В одежде такой дуэт привносит энергию и свежесть, вызывает ассоциации с природой, цветами

    Решение второе: предлагаем аналоговую триаду. Берем розовый цвет и от него на круге делаем шаг влево и вправо. Получаем три цвета. Комбинация ярко-розового, красного и фиолетового создает интенсивное и богатое сочетание.

    Появляется эффект непрерывного перехода, который не создает визуального напряжения

    Цветовой круг Иттена предлагает нам не только подобрать цвета, но и понять, какой эффект данное сочетание будет иметь. Что именно нужно передать фотографу и в какую среду поместить модель, чтобы образ смотрелся более гармонично.

    Реклама

    Задача заказчика: выбрать, какое из контрастных сочетаний на баннере работает лучше.

    У нас есть два варианта баннера. Разберем каждый.

    Первый — синий с ярким контрастным сочетанием — оранжевым и белым текстом. Цвета настолько выбивают друг друга, что белый ахроматический цвет, которым написан текст, уже попросту теряется.

    Источник: Unsplash 
    синий и оранжевый — одно из самых агрессивных и противопоставленных сочетаний. 

    Другой баннер — синий с ярким красным цветом. На круге мы видим, что красный расположен к синему по принципу гармоничной триады. За счет более спокойного сочетания, белый текст выглядит читабельнее.

    Источник: Unsplash 
    Цвета контрастируют, но не «выбивают» друг друга. 

    В данном случае, если мы хотим, чтобы белый текст считывался лучше, есть смысл остановиться на сине-красно-белом баннере. Иначе слишком яркий контраст рыжего ухудшит читаемость.

    Если у вас есть инструменты для подбора цвета, вы с их помощью можете удачно подбирать оттенки — это хорошо, но этого мало. Нужно еще знать, как цвет воспринимают другие люди и какой эмоциональный отклик он вызывает. То, как человек воспринимает цвет, называют цветовым впечатлением.

    Бонус: немного о теории цветовых впечатлений Иттена

    Иттен считал, что исходной точкой теории цветовых впечатлений является исследование цветовых проявлений в природе.

    Прежде всего, на восприятие цвета влияет освещение. Например, самыми яркими и насыщенными, всегда будут глянцевые поверхности, поскольку они больше всего и ощутимее всего дают отражение. Если вы будете работать с глянцем, не стоит выбирать слишком ярких цветов и сильных контрастов, иначе глазу будет очень сложно воспринимать содержание. Если же вы хотите, чтобы ваш материал выделялся издалека и у вас минимум текста, можно экспериментировать с яркими сочетаниями на глянце.

    Совет: прежде, чем начать работать с цветом, стоит продумать, на каком материале и в каком освещении будут располагаться ваши объекты.

    На восприятие цвета влияет форма и величина цветовых пятен. Например, если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. Темные оттенки сами по себе усиливают контраст.

    Совет: сочетайте не просто цвета. Всегда думайте о том, какую площадь будет занимать один цвет по отношению к другому, какую форму этот цвет будет принимать. Много мелких по площади орнаментов даже в аналоговой триаде могут создать эффект сильного контраста.

    Традиции и стереотипы влияют на восприятие цвета. Самый простой пример: традиционные пёстрые вышивки, костюмы и керамика дают нам ощущение радости, поскольку символизируют обычно праздничные мероприятия. Сейчас маркетологи используют традиционный красный цвет, чтобы сигнализировать о скидках или обозначить срочность событий. Желтый используют для того, чтобы подчеркнуть спокойствие, просветление, добро. Сказать в просторечии «увидеть свет», означало понять скрытую прежде правду. Например, этот цвет часто встречается у благотворительных организаций или в рекламе сервисов психологической помощи.

    Сервис Ясно использует голубые цвета, которые ассоциируются со спокойствием
    Сервис Яндекс Маркета использует красный цвет для акцента на низких ценах

    Совет: изучайте культуру событий прежде, чем оформить их в какой-то цвет. Старайтесь оценивать цветовосприятие той группы, на которую направлено ваше визуальное сообщение. При этом важно помнить, что у большинства людей сформировалась «баннерная слепота», и сегодня эксперимент и новизна цветовых концепций может оказать на зрителя больший эффект, чем следование устоявшимся принципам.

    Подпишитесь на телеграм-канал Awake Journal — там мы пишем классные посты про маркетинг, управление, разработку и дизайн, а еще порой анонсируем выход новых статей 🤩.

    Подпишитесь
    на журнал
    Чтобы знать о выходе новых статей