Как запустить разработку сайта: разбираем каждый шаг фото

Как запустить разработку сайта: разбираем каждый шаг

Содержание:

    Разработка сайта как главной площадки для презентации и продажи услуг — сложная и дорогостоящая задача. От качества ее выполнения зависит успешный старт или выход бизнеса на новый рынок, лояльность ЦА и конечная прибыль проекта. Но справится с ней не каждое, пусть и очень надежное, агентство.

    В статье мы расскажем о том, что нужно знать бизнесу о разработке сайтов, с каким именно запросом и к каким подрядчикам нужно идти, как вычислить недобросовестных исполнителей, почему даже за огромные деньги без активного участия бизнеса ничего не получится и почему отказ в выполнении вашей задачи — не всегда плохо.

    Что нужно знать о разработке сайта

    Давайте сразу избавимся от иллюзий, которые мешают сотням компаний получить качественный проект.

    Заплатить и забыть не получится

    Вне зависимости от того, хотите вы лендинг, сайт-визитку или уникальный сервис, как заказчику вам придется работать над сайтом вместе с исполнителями. Никто лучше вас и коллег не знает бизнес, целевую аудиторию, рынок, все подводные камни ниши и эффективность ваших воронок продаж. Без минимального набора этой информации, запроса актуальных данных от разных отделов компании, совместных исследований подрядчики не смогут предложить продукт, который удовлетворит и вас, и потребителя. Вы получите красивый, но неэффективный сайт.

    Например, руководству может нравится визуал сайта, который создан по образу и подобию ресурса конкурентов, но для маркетолога и потенциального клиента компании он будет максимально бесполезным, ведь любую информацию на нем нужно искать несколько минут, совершить покупку в пару кликов невозможно, в сайте не отражены особенности бизнеса.

    Гарантированный результат дает только разработка под ключ

    Если подрядчики используют конструкторы сайтов или пользуются только готовыми шаблонами в своей работе, то ваш проект никогда не принесет желаемого результата, — конечно, если вам не нужен самый простой лендинг-визитка. Любые ваши идеи будут ограничены техническими возможностями конструктора, шаблона и сервисов, которые хорошо с ним работают в той или иной стране. Вместо настроенного под бизнес решения вы получите заново изобретенный велосипед, и вам очень повезет, если он будет другого цвета.

    Например, вы получите лендинг как у конкурента, только в других цветах, а еще будете зависеть от ограничений конструктора по количеству страниц в вашем тарифе, SEO-оптимизации сайта, контекстной рекламе, качественной адаптации под все устройства, вариантах масштабирования проекта в рамках возможностей конструктора.

    Главная задача качественной разработки — MVP, а не чек

    Минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product, MVP) — главная цель профессиональных разработчиков. Он должен удовлетворять главную задачу бизнеса и пользователей, помогать как можно быстрее достигнуть желаемого результата. MVP — это качественная функциональная основа, которую можно доработать и изменить в зависимости от потребностей бизнеса, трендов, ситуации на рынке.

    Не для всех разработчиков его создание выгодно, поэтому некоторые предпочитают обрабатывать стандартные заявки на создание многостраничных сайтов и растягивать задачу на длительный срок, чтобы итоговый чек выглядел внушительно.

    Например, если нужно продать, то у сайта должно быть все необходимое для продажи главного продукта (каталог, корзина, платежные сервисы, документация), если это визитка крупной компании, то сайт должен предоставлять всю информацию о бизнесе. При этом важна именно структура сайта и его контентное наполнение, а не красивые картинки с бесполезными разделами, эффектами и кнопками, которыми «может кто-то воспользоваться».

    MVP всегда можно доработать под запросы целевой аудитории и бизнеса. Создать именно его важно для получения результата и прибыли в короткие сроки. Вам не придется тратить время на бесполезные задачи, которые можно отложить до лучших времен или до расширения ассортимента / списка услуг. С ним прибыль можно получать одновременно с ростом бизнеса.

    Теперь посмотрим, как должна выглядеть разработка сайта.

    Этапы запуска разработки сайта

    Разработка сайта состоит из нескольких этапов. То, какую очередность предлагает вам исполнитель, расскажет все о его профессионализме и настрое на сотрудничество. Часто уже после первой встречи можно понять, что одна компания решит ваши проблемы, а другая только их приумножит.

    1. Определите нужды бизнеса: цели, задачи, желаемый результат

    Это нужно сделать еще до поиска компаний. Кто-то называет это составлением ТЗ (технического задания), но это неправильно. Техническое задание появляется на этапе реализации проекта после создания прототипа и дизайна, когда в дело вступают программисты, дизайнеры, верстальщики. Вам же нужно узнать все о сайте от своей компании.

    Ответьте на несколько вопросов:

    • Зачем компании нужен сайт? Его вообще нет, нынешний не устраивает / устарел или не работает правильно, нужно отразить новые услуги, клиентам компании неудобно пользоваться ресурсом или руководство просто хочет новый сайт? 
    • Какие проблемы бизнеса должен решать сайт? Предоставлять всю информацию о товаре, быть полноценным справочным центром для покупателя, облегчать работу отдела продаж, помочь с выходом на новый рынок? 
    • Как должен выглядеть ресурс? При этом не нужно подбирать примеры для копирования. Опишите пожелания без указания технической информации.

    Если вы только ищете подрядчиков для руководства, то важно получить ответы на эти вопросы до общения с потенциальными исполнителями.

    Если есть возможность, запустите сбор обратной связи от сотрудников каждого отдела. Пусть они расскажут, какую важную информацию нужно добавить на сайт и почему, как можно облегчить работу их отдела при изменении или добавлении страниц. Отделу продаж может не хватать документации или интеграции с CRM, юристов не устраивают формулировки и отсутствие стандартного пакета документов, службе поддержки нужен удобный справочник, на который она будет ссылаться, маркетологам необходимы системы аналитики и так далее.

    2. Найдите агентство, которое подходит именно вам

    Как это сделать:

    • Изучите компании, которые уже работали с проектами, подобными вашему. Например, если агентство специализируется на создании лендингов, то идти к ним с запросом на создание сложного сервиса или многоязычного корпоративного сайта – плохая идея. С особым вниманием отнеситесь к списку услуг. В нем должны быть техподдержка и усовершенствование уже готового сайта. Если их нет, лучше поискать еще.
    • Изучите портфолио и отзывы. Если последних нет, это не всегда плохо. Помните, что крупные компании часто не раскрывают информацию о создателях своих проектов. Проверьте, писали ли о компании СМИ или профессиональные площадки, участвовала ли она в ежегодных рейтингах, получала ли премии.
    • Изучите брифы, если они есть в свободном доступе. Когда у компании появляется стандартный огромный бриф для всех клиентов, она умирает. Если кроме предполагаемого бюджета, целей и задач вас просят уже на этапе брифа дать всю информацию о компании и даже технические данные (как хотите верстать, как что должно открываться), нужно задуматься. Это действительно нужно именно для вашего проекта? Те, кто поможет решить ваши проблемы, будут исследовать проект вместе с вами, чтобы помочь вашему бизнесу, предлагать варианты решения задач, а не выпускать еще один ресурс по настроенному конвейеру.
    • Поговорите с представителем компании. Важно, чтобы вашим проектом интересовались, предлагали разные и эффективные варианты решения задачи, а не стандартный тариф на создание шаблонного могостраничника. Часто любые хорошие идеи гибнут только из-за стандартизации рабочих процессов и желания поместить проект в привычные рамки. Готовьтесь к тому, что общение может затянуться: вам будут задавать сотни вопросов о бизнесе. 

    Как выбрать CMS:

    • Простой проект с быстрым запуском –  WordPress, OpenCart, Drupal и Joomla.
    • Проект с быстрым запуском для масштабирования после – OpenCart, «1С-Битрикс».
    • Разработка под ключ без ограничений – «1С-Битрикс» и ModX.

    Если после встречи и анализа проекта вам отказали, это не всегда плохо. Профессионалы предпочитают сразу отказываться от проектов, которые не смогут реализовать на высшем уровне из-за недостатка компетенций, ограниченного бюджета или клиента, который не сможет стать полноценным членом команды на время разработки. Любой каприз за ваши деньги – это не про продуктивные отношения заказчика и исполнителя.

    3. Определите модель сотрудничества

    Уничтожить проект можно уже на этом этапе. Есть несколько вариантов оплат:

    • Fixed Price (фиксированная цена) – самый нежелательный вариант при разработке сайта. Такая модель оплаты говорит о том, что компания не может обеспечить индивидуальный подход при выполнении проекта. Ведь заказчик может не понимать технических тонкостей работы, что будут делать исполнители, почему цена такая, а вот специалисты – делать все так, как удобнее команде, а не клиенту.
    • Time & Materials (оплата по факту выполнения работ) – вариант с подсчетом человеко-часов, затраченных на выполнение каждого этапа проекта. Позволяет контролировать процесс, быстро вносить правки и сэкономить время на каждом из шагов. Вы платите только за то, что утвердили и действительно хотите получить.
    • Retainer (ежемесячная оплата работы команды) – «покупка» специалистов на время работ. Удобно, если проект большой или требует масштабирования сразу после получения MVP. 

    Если вам предлагают другие варианты оплат или платное внесение любых правок, лучше отказаться от сотрудничества.

    4. Договоритесь о формате обратной связи и утверждения этапов

    Именно проблемы в коммуникации затягивают сроки сдачи проекта. Важно сделать все, чтобы не было недопонимания между заказчиком (маркетолог), владельцем бизнеса, сотрудниками компании и исполнителями со стороны агентства.

    • Назначьте ответственного за проект со своей стороны. Хорошо, если за него будет отвечать руководитель маркетинга или другой человек, обладающий необходимыми компетенциями. Ему нужно будет общаться с командой, проводить совместные исследования и привлекать специалистов из других отделов компании для получения информации, если это необходимо. 
    • Установите сроки согласования и внесения правок, чтобы исключить простои команды. Это особенно важно при оплате в формате Retainer. 
    • При сборе обратной связи от руководства, указывайте информацию обо всех правках сразу. Иначе будете платить за работу специалистов несколько раз.

    Помните, что на время создания сайта ваши партнеры должны стать частью вашей компании, а не рабами на галерах.

    5. Заключите договор правильно

    Типичный совет, но многие об этом забывают. Внимательно все проверьте. В договоре должна быть не только информация обо всех этапах работ, оплате, ответственных, но и то, как будет отвечать перед вами подрядчик в случае срыва сроков исполнения и других неприятностях. Также нельзя забывать о важности разглашения важной корпоративной информации. Обязательно заключайте NDA (соглашение о неразглашении), чтобы никто из команды не смог навредить вашему бизнесу ни во время реализации не после, раскрыв в кейсе слишком много информации.

    В разработке без помощи юристов не обойтись.

    А как же ТЗ, прототипы, дизайн и верстка?

    До заключения договора и даже после - это не ваша работа. Вы нанимаете команду, которая должна все это создать с нуля. Если все будете рисовать вы (или искать примеры для реализации разных функций, то это работа на чужое портфолио за ваши же деньги.

    Профессионалы без предварительного анализа на первой встрече в этих вопросах советов не дают. Зачем заранее изучать тонны лишней информации, если вы все равно не получите точного ответа на свой вопрос и не сможете применить знания?

    Узнать все технические подробности реализации проекта, что лучше в перспективе для вашего бизнеса и почему, могут сказать только специалисты после изучения бизнеса, проекта, ниши, ваших конкурентов, изучения сценариев поведения ЦА и как минимум создания первых версий прототипов.

    Сначала создается хорошая рабочая основа — прототип под ваши цели и задачи, а ее воплощение — дело техники. То есть в этом случае важно именно идея, а не технические рамки, в которые все обычно вписывают.

    Помните, что идеала нет

    Даже хороший проект может быстро устареть или потребовать доработки из-за расширения бизнеса, изменения экономической ситуации и т. д. При создании сайта важен не сам сайт как продукт! Важно то, что он даст вашему бизнесу. Ведь сайт — это всего лишь инструмент для конвертирования трафика в прибыль.

    Подпишитесь
    на журнал
    Чтобы знать о выходе новых статей