23.11.2023
1991
Панки не умирают: как нейросети замещают культуру, пока вы спите фото

Панки не умирают: как нейросети замещают культуру, пока вы спите

1991
"Панки не умирают!" - писали они на каждом заборе. А потом панки воскресли, правда пока это мало кто заметил.
Содержание:
author
Тихон
Вечерский

Автор статьи, королевский маркетолог

Мы привыкли обсуждать нейросети с прикладной точки зрения:

  • как чат-жпт помогает составлять чек-листы;
  • пять лучших способов сгенерировать макет сайта через миджорни;
  • ТОП-промты для…

И так далее. Таким статей миллион, они безусловно полезные, не спорю. Но сегодня я хочу отойти от профессионального в личное — обсудить, как нейронки влияют на культуру, которую мы так или иначе потребляем на ежедневной основе, частью которой мы так или иначе являемся.

Например, в прошлом году прогремела новость о том, что Первый Канал вернет к жизни покойного актера Владислава Галкина, ради 8-минутной роли в картине «Диверсант: Идеальный штурм». Его персонажа сыграл другой актер, на которого наложили дипфейк Галкина.

Или еще пример: концерты в игре Фортнайт, где, по сути внутри Meta-вселенной этой игры, выступали Трэвис Скотт, Marshmello и даже Галактус из Марвел.

Или концерты, которые периодически здесь и там проводят с голограммой Майкла Джексона.

Все это примеры заведомо искусственно созданного контента. Мы заранее знаем, что в игре не будет выступать реальный человек. Что актер умер, и перед нами дипфейк, к тому же сомнительного качества.

А разобрать я хочу другой пласт искусственного — AI-каверы песен, которые начали появляться этим летом на Ютубе. И самым успешным в РФ, конечно, стал АйЛетов.

Хочу признаться: мне очень нравится голос и манера исполнения Егора Летова. Известный на Ютубах музыкант Ваганыч однажды дал крайне точное определение: «В стиле Летова надо петь так, как будто вы поете колыбельную своему ребенку, но при этом у вас прострелена нога». Именно это и будоражит каждый раз при прослушивании песен Егора: текст может быть непонятен, а может быть просто абсурден, музыка может быть на трех аккордах — но именно надрыв голоса делает его песни живыми. Пронзительно передает эмоцию — ту самую, без четкой формы и определения, однозначно понятную душе слушателя.

Разве можно это подделать? Разве мы не определяем почти всегда очень точно, лукавит ли исполнитель?

Путем рефлексии и самоанализа я выяснил, что надрыв — почти всегда маркер того, что песня искренняя, живая. Что артист попал в меня, и мы с ним, аки аватары, переплелись эмоциональными хвостами.

Так, Летов для меня — искренний исполнитель. А, например, Полина Гагарина — нет. Я воспринимаю ее «Кукушку» — перепевку Цоя — не более, чем как хайп. Ее надрыв меня не будоражит, я ему не верю. А Летову верю.

Получается, что дело даже не в надрыве, а в доверии. У Летова я верю надрыву. У Цоя — меланхоличной мудрости. У Пирокинезиса — поиску смысла. Все это делает их для меня живыми, оригинальными, неподдельными.

Все перечисленное выше — рок и рэп. То есть музыка, считающаяся настоящей, в отличии от попсы. Попса — это что-то искусственное, что-то, сделанное ради денег, ради хайпа.

И вот, летом 2023-го в исполнении нейросетевого АйЛетова выходят:

  • «Люби меня люби» – хит Гречки;
  • «Фантазер» – ты меня называ-а-ла;
  • «Знаешь ли ты» – эту песню Максим поют даже футбольные фанаты;
  • «Ева» – песня о любви одной девушки к другой;
  • «Салют, Вера!» – песня братьев Меладзе.

Ну то есть вы понимаете, какой репертуар? Чистокровная попса, 100%-й дистиллят!

Часть из этих песен я слушал и раньше, нравились. Остальные — нет. Однако произошло нечто невероятное. Как только выходила новая попса в исполнении Летова — она открывалась для меня с другой стороны. Знакомый до дрожи надрыв и гитарные запилы — простые и пронзительные — делали свое дело.

АйЛетов открыл для меня, и для тысячи других слушателей и комментаторов, эти песни. Сделал их настоящими… Но ведь это не Летов, вы же помните?

Егор Летов давно мертв, хоть панки и не умирают. А все, что происходит его голосом — баловство нейросетей. Получается, нейросети открыли для меня и для тысячи других слушателей и комментаторов эти песни. Нейросети сделали их настоящими… Но это же абсурдно, нелогично?

Ведь нейросеть — это изначально нечто синтезированное. Все эти споры «а заменят ли нейросети людей» как раз подтверждают разделение: есть нейросеть — искусственное, а есть человек — настоящее.

Для меня весь цимес в том, что такие споры обычно сводятся к тому, что именно творчество неподвластно нейросетям. Мол, настоящий творец — человек. А тем временем «Летов» поет любимую застольную песню твоей мамы. И ничего ты ему не сделаешь, потому что это всего лишь синтез.

А с другой стороны, развитие нейронок приводит к массовой паранойе. Человек смотрит на картинку и не может понять — дизайнер это постарался или нейросеть. Или дизайнер с помощью нейросети… Остается только с видом знатока выдать усталое «задолбали нейронки» — авось за умного зайдешь.

С одной стороны — ну вот же оно, народный хейт превозносит реальных авторов, живем! Но на практике эти самые реальные авторы сами страдают от такого рвения.

Например, недавно я прочел роман «Вита: последние дни настоящего», под авторством Диего Вита Видаля. Очевидно, что это псевдоним — но вот кто за ним скрывается? Раньше люди спорили, является ли Дюма Пушкиным, а теперь можно сразу любого наградить званием «почетный нейрорайтер». Раньше библейские тропы называли «мотивами», узнаваемые элементы — отсылками. А теперь все стало очевидно: веками самые успешные авторы просто скармливали ИИ-шке лучше труды своих конкурентов! И фанфики, до кучи.

И вот как с этим поспоришь? Как доказать, что Пелевин — не нейронка? Да никак — только верить, или знать его лично. Мне повезло, Диего Вита Видаля я знаю, и поэтому в его авторстве уверен. Зацените роман — кто знает, вдруг это последняя действительно авторская художка в эпохе нейровыдумок…

Вместо вывода

Не будучи Вангой, персонажем Симпсонов и тем более Жириновским, мне сложно предсказать, что всех нас ждет дальше. Я точно продолжу слушать АйЛетов — и это первый нейро-исполнитель в моем плейлисте.

А ведь уже сейчас появляются исполнители, целиком созданные не на известных старых образах, а с нуля. Как, например, Noonoouri.

Вполне возможно, что AI-каверы — это один из первых шагов к полному раскрытию окна овертона. И уже в ближайшие годы наши плейлисты будут забиваться пачками любимой и подходящей по вкусам именно нам нейро-музыки.

Подпишитесь
на журнал
Чтобы знать о выходе новых статей