23.11.2023
948
Панки не умирают: как нейросети замещают культуру, пока вы спите фото

Панки не умирают: как нейросети замещают культуру, пока вы спите

948
"Панки не умирают!" - писали они на каждом заборе. А потом панки воскресли, правда пока это мало кто заметил.
Содержание:
    author
    Тихон
    Вечерский

    Автор статьи, королевский маркетолог

    Мы привыкли обсуждать нейросети с прикладной точки зрения:

    • как чат-жпт помогает составлять чек-листы;
    • пять лучших способов сгенерировать макет сайта через миджорни;
    • ТОП-промты для…

    И так далее. Таким статей миллион, они безусловно полезные, не спорю. Но сегодня я хочу отойти от профессионального в личное — обсудить, как нейронки влияют на культуру, которую мы так или иначе потребляем на ежедневной основе, частью которой мы так или иначе являемся.

    Например, в прошлом году прогремела новость о том, что Первый Канал вернет к жизни покойного актера Владислава Галкина, ради 8-минутной роли в картине «Диверсант: Идеальный штурм». Его персонажа сыграл другой актер, на которого наложили дипфейк Галкина.

    Или еще пример: концерты в игре Фортнайт, где, по сути внутри Meta-вселенной этой игры, выступали Трэвис Скотт, Marshmello и даже Галактус из Марвел.

    Или концерты, которые периодически здесь и там проводят с голограммой Майкла Джексона.

    Все это примеры заведомо искусственно созданного контента. Мы заранее знаем, что в игре не будет выступать реальный человек. Что актер умер, и перед нами дипфейк, к тому же сомнительного качества.

    А разобрать я хочу другой пласт искусственного — AI-каверы песен, которые начали появляться этим летом на Ютубе. И самым успешным в РФ, конечно, стал АйЛетов.

    Хочу признаться: мне очень нравится голос и манера исполнения Егора Летова. Известный на Ютубах музыкант Ваганыч однажды дал крайне точное определение: «В стиле Летова надо петь так, как будто вы поете колыбельную своему ребенку, но при этом у вас прострелена нога». Именно это и будоражит каждый раз при прослушивании песен Егора: текст может быть непонятен, а может быть просто абсурден, музыка может быть на трех аккордах — но именно надрыв голоса делает его песни живыми. Пронзительно передает эмоцию — ту самую, без четкой формы и определения, однозначно понятную душе слушателя.

    Разве можно это подделать? Разве мы не определяем почти всегда очень точно, лукавит ли исполнитель?

    Путем рефлексии и самоанализа я выяснил, что надрыв — почти всегда маркер того, что песня искренняя, живая. Что артист попал в меня, и мы с ним, аки аватары, переплелись эмоциональными хвостами.

    Так, Летов для меня — искренний исполнитель. А, например, Полина Гагарина — нет. Я воспринимаю ее «Кукушку» — перепевку Цоя — не более, чем как хайп. Ее надрыв меня не будоражит, я ему не верю. А Летову верю.

    Получается, что дело даже не в надрыве, а в доверии. У Летова я верю надрыву. У Цоя — меланхоличной мудрости. У Пирокинезиса — поиску смысла. Все это делает их для меня живыми, оригинальными, неподдельными.

    Все перечисленное выше — рок и рэп. То есть музыка, считающаяся настоящей, в отличии от попсы. Попса — это что-то искусственное, что-то, сделанное ради денег, ради хайпа.

    И вот, летом 2023-го в исполнении нейросетевого АйЛетова выходят:

    • «Люби меня люби» – хит Гречки;
    • «Фантазер» – ты меня называ-а-ла;
    • «Знаешь ли ты» – эту песню Максим поют даже футбольные фанаты;
    • «Ева» – песня о любви одной девушки к другой;
    • «Салют, Вера!» – песня братьев Меладзе.

    Ну то есть вы понимаете, какой репертуар? Чистокровная попса, 100%-й дистиллят!

    Часть из этих песен я слушал и раньше, нравились. Остальные — нет. Однако произошло нечто невероятное. Как только выходила новая попса в исполнении Летова — она открывалась для меня с другой стороны. Знакомый до дрожи надрыв и гитарные запилы — простые и пронзительные — делали свое дело.

    АйЛетов открыл для меня, и для тысячи других слушателей и комментаторов, эти песни. Сделал их настоящими… Но ведь это не Летов, вы же помните?

    Егор Летов давно мертв, хоть панки и не умирают. А все, что происходит его голосом — баловство нейросетей. Получается, нейросети открыли для меня и для тысячи других слушателей и комментаторов эти песни. Нейросети сделали их настоящими… Но это же абсурдно, нелогично?

    Ведь нейросеть — это изначально нечто синтезированное. Все эти споры «а заменят ли нейросети людей» как раз подтверждают разделение: есть нейросеть — искусственное, а есть человек — настоящее.

    Для меня весь цимес в том, что такие споры обычно сводятся к тому, что именно творчество неподвластно нейросетям. Мол, настоящий творец — человек. А тем временем «Летов» поет любимую застольную песню твоей мамы. И ничего ты ему не сделаешь, потому что это всего лишь синтез.

    Вместо вывода

    Не будучи Вангой, персонажем Симпсонов и тем более Жириновским, мне сложно предсказать, что всех нас ждет дальше. Я точно продолжу слушать АйЛетов — и это первый нейро-исполнитель в моем плейлисте.

    А ведь уже сейчас появляются исполнители, целиком созданные не на известных старых образах, а с нуля. Как, например, Noonoouri.

    Вполне возможно, что AI-каверы — это один из первых шагов к полному раскрытию окна овертона. И уже в ближайшие годы наши плейлисты будут забиваться пачками любимой и подходящей по вкусам именно нам нейро-музыки.

    Подпишитесь
    на журнал
    Чтобы знать о выходе новых статей